Прокуратура Нидерландов представила новые улики, которые, по ее мнению, указывают на причастность России к крушению малайзийского Боинга MH-17. Обвинение предоставило записи переговоров между ополченцами ДНР, которые обсуждают пуски зенитной ракеты из установки ПВО «Бук», якобы поставленного из России. На предоставленных аудиоматериалах фигуранты дела обсуждают пуск ракеты по украинскому военному самолет и его последующее уничтожение. Однако эксперты усомнились в подлинности. «МК» выяснил как можно сфабриковать аудиозапись, которую сейчас в Гааге пытаются представить как неопровержимую улику.
В Нидерландах продолжается судебный процесс по делу о крушении борта малайзийских авиалиний Boeing MH-17 на Донбассе в июле 2014-го. Ряд экспертов по всему миру называют суд «необъективным» и даже «антироссийским».
Согласно позиции голландского государственного обвинения, вина за инцидент лежит на России, которая поставляла в зону конфликта на Донбассе комплексы противовоздушной обороны «Бук». Якобы одна из них и сбила малазийский борт. Обвиняемыми по делу проходят граждане России Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко. В 2014 году обвиняемые принимали участие в боевых действиях на стороне самопровозглашенных Донецкой и Луганской народной республик. По данным следствия, именно они организовывали или принимали участие в доставке зенитных комплексов «Бук» на Донбасс. Более того, именно они, якобы и отдавали приказ о ракетной атаке, жертвой которой стал авиалайнер с 298 людьми на борту. Впрочем, серьезных доказательств этим доводам так и не было за все годы предоставлено. Дело фактически рассыпалось.
Однако после перерыва, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, у голландской прокуратуры появилась новая улика – аудиозапись. Это запись с телефонными переговорами между фигурантами дела, которые обсуждают подробности атаки.
В случае, если эти доказательства будут признаны подлинными, суд может получить основания для обвинения России в поставках оружия в зону конфликта. Однако пока новые улики вызывают только критику со стороны защиты обвиняемых и экспертного сообщества.
Адвокаты не исключают, что перед публикацией аудиозаписи могли быть смонтированы. Также, защита отмечает, что голоса на пленке звучат слишком точно и акцентированно, как будто их кто-то надиктовывал. Несмотря на возражения защиты, новые улики будут приобщаться к делу, косвенно подтверждая версию следствия о виновности России в случившейся катастрофе. Защита намерена привлечь к исследованию аудиозаписи специалистов. Однако, даже без детальной оценки, новые данные следствия вызывают у экспертов массу вопросов.
Как удалось узнать «МК», аудиозапись якобы переговоров, которую предоставила прокуратора в Гааге, можно создать и отредактировать буквально на коленке при помощи смартфона
– Для глубокого редактирования голоса и звуков сегодня существует просто масса различных программ, — рассказал «МК» звукорежиссер и художник по звуку, выпускник престижного Калифорнийского университета в Беркли Вячеслав Юзефа. – С помощью них в плане звука и речи можно создать что угодно. А если подключить в помощь искусственный интеллект и нейросети, можно создать голоса и звуковое окружение неотличимое от оригинала. Но если говорить про пленки и аудиозаписи телефонных разговоров, то тут вообще достаточно простого инструментария. Хватит даже смартфона, чтобы качественно отредактировать запись переговоров. И даже подтянуть тембры и тональность фразы, чтобы они звучали максимально натурально и органично.
Эксперт уверяет: при качественном монтаже аудиозаписи даже самая скрупулезная экспертиза может вообще не отличить, где оригинал, а где подложный звук. «Современные технологии давно это позволяют», — заключил он.
Впрочем, для международной следственной группе и обвинению важно приобщить к делу даже косвенные и малозначимые доказательства. Тем самым создать препятствия для возможного включения России в группу по расследованию причин катастрофы. Как ранее заявила нидерландский адвокат Сабине тен Дуссхате, для участия России в международной следственной группе нет никаких юридических препятствий. И если российская сторона войдет в следственную группу, то уже не получится обвинять ее ни в чем. Поэтому, как отмечают эксперты, следствие, которое заранее заняло антироссийскую позицию, может пойти на публикацию сфабрикованных материалов с единственной целью – исключить такое участие российских специалистов в процессе.
Читайте также: В деле крушения Боинга МН-17 появилась внезапная улика
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/06/28/ekspert-ocenil-uliku-po-delu-o-krushenii-boinga-mn17.html