Лидер «Несчастного случая» о том, как создать домашнюю атмосферу на большой сцене, ироничности в эпоху протеста и своей школе
Одной из самых позитивных, веселых и одновременно романтичных групп на современной сцене в следующем году стукнет 35 — больше, чем некоторым из ее поклонников. «Несчастный случай» всегда слушали люди самых разных возрастов, обладающие чувством юмора, любовью к тонкому мелодизму и изящной театрализации, когда музыкальные номера порой напоминают драматические сценки. В разгар подготовки к юбилею «МК» поговорил с Алексеем обо всем актуальном, что происходит сегодня в коллективе.
фото: Наталья Мущинкина
— Алексей, знаю, что у вас только что прошли гастроли с «Халатными концертами». У них уже довольно долгая, богатая история. С чего она началась?
— Началось все с того, что нам довольно давно — лет 15 назад — надоело играть обычные концерты, и мы стали думать о том, как перенести атмосферу домашнего концерта, которой очень хочется поделиться, в большой зал. Мы поняли, чего не хватает даже на камерных выступлениях: там зрители и музыканты не сидят вперемешку. Когда играешь у себя дома, все сидят за столом, и обязательно кто-то в это же время выпивает, выходит курить, кто-то режет колбасу, кто-то жарит кабачки рядышком. Ты, может быть, поешь свою самую лирическую песню, а у тебя под носом в этот момент передают блюдо с пирогом. Это и есть жизнь. Мы ее взяли и, совершенно этого не побоявшись, перенесли в большие залы. У нас на сцене стоит накрытый стол, на нем всяческие соленья, наливки, коньяк, чай, кофе. Мы приглашаем к нему людей из зала. Понятно, что не можем позвать всех: выходят по 2-4 человека, которые проводят с нами время на протяжении одной песни, сидя за столом, что-то съедают, выпивают, иногда подпевают или подыгрывают. Мы общаемся с ними, насколько это возможно во время исполнения. Потом они спускаются на свои места, как правило, совершенно счастливые. Ну а «халатными» такие концерты называются, потому что мы играем в халатах и пижамах.
— В следующем году у «Несчастного случая» юбилей. Какие мысли по этому поводу?
— По этому поводу как раз обратная история, и мы приготовили программу более торжественную и помпезную. Правда, все равно веселую: мы придумали вместе с этим забавные конферансы, комментарии. Одно из главных наших достижений, я считаю, — мы реанимировали как солиста Валдиса Пельша. Он прекрасно поет и пляшет, мы восстановили все наши старые танцы и актерские этюды. Я очень рад, что он с восторгом принял наше предложение и находится в прекрасной сценической форме.
— Есть ли ощущение, что прошло уже столько лет с момента создания команды, или время пролетело на одном дыхании?
— Конечно, ощущение, что прошло много времени, есть. Я это отчетливо понимаю, когда мы пытаемся уместить в одном концерте все песни, которые хочется спеть, а туда не помещается даже одна четвертая часть. Это, безусловно, результат уже 34 летней работы: накопилось много композиций, которые нравятся нам, зрителям, иногда хочется показать не только что-то популярное, но и неожиданное.
— Давайте вернемся к самому началу. Как в те годы, когда многие музыканты, наоборот, впадали в излишнюю серьезность, патетичность, протестные настроения, возникло такое ироничное и гораздо более легкое явление, как ваша группа?
— Наверное, это просто отражение моего характера, характеров моих друзей. Мы действительно являемся единомышленниками, а наши песни, концерты выражают нашу общую точку зрения и стиль общения. Мне кажется, что эта легкость переносится из жизни.
— Не так давно слушала ваше выступление на большом концерте-спектакле памяти Микаэла Таривердиева, который поставил режиссер и композитор Радмир Шайхутдинов. Как вы откликнулись на идею принять в нем участие?
— В первых рядах и с восторгом, потому что я очень люблю Микаэла Таривердиева, и для меня цикл его песен, написанный для «Иронии судьбы», наверное, стал одной из вершин песенного творчества вообще во всем мире. В нем есть несколько вещей, которые, на мой взгляд, являются абсолютно мировыми хитами. В моем понимании, разумеется: это довольно сложная музыка, и это не те песни, которые крутились бы на каком-то популярном радио. Мне нравится как раз такая музыка — со сложными мелодиями, сложными гармониями, со стихами, взятыми у Евтушенко, Ахмадулиной. Там все очень непросто.
— Вы долго и плотно сотрудничали с «Квартетом И». Это был очень гармоничный тандем. Есть ли какие-то новые идеи в этом направлении?
— Каждый из наших коллективов активно занимается своими проектами, не соприкасаясь друг с другом, а время от времени мы делаем что-то совместное. Два года назад мы сделали спектакль «Письма и песни мужчин среднего возраста», который был принят на ура. На сегодняшний день это самая свежая наша совместная работа. Ребята этим летом сняли фильм «О чем говорят мужчины 3». Мы не принимали в нем участия, так же как и ребята — в нашем предъюбилейном концерте «Что мы имели в виду». Но это все говорит о том, что впереди, скорее всего, какой-то новый интересный проект, который мы сделаем сообща.
— Расскажите, что сейчас происходит в школе Алексея Кортнева?
— Все-таки справедливее будет назвать ее Школой Трех Искусств, художественным руководителем которой я являюсь. Она живет и процветает. У нас учится сейчас 85 детей. Мы закончили уже второй сезон. Детей оттуда просто за уши не вытащишь. Многие ребята проводят там максимальное количество времени, насколько им позволяют родители. Меня это очень радует — работать с детьми, которые поют и танцуют, читают стихи, разыгрывают пьесы.
— Вы всегда были очень разносторонним человеком: помимо своей главной музыкальной деятельности переводили тексты мюзиклов, озвучивали мультфильмы — чего только не было. Насколько увлечение параллельными творческими направлениями способствует развитию основного?
— Конечно, они насыщают и музыкальную историю. Все это так или иначе питает, вдохновляет на создание новых песен, новых программ. Наверное, это было бы невозможно, если бы я и мои друзья сейчас не ходили бы на сторону в творческом смысле. Это очень обогащает, позволяет каждый раз возвращаться в родную группу с каким-то новым опытом и делиться им. У нас все ребята в «Несчастном случае» имеют сторонние занятия. Наш саксофонист работает копирайтером в огромном рекламном агентстве, клавишник непрерывно пишет музыку для кино и театра, бас-гитарист печет хлеб для московских пекарен. И так далее. Есть очень разные увлечения и даже параллельно освоенные профессии. Во многом это и удерживает нас вместе, потому что нам никогда не скучно друг с другом.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram