Трубоукладчики швейцарского подрядчика Allseas, морские суда которого принимали непосредственное участие в строительстве нового российского экспортного газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), вышли из проекта. Они испугались новых американских санкций, которые налагают арест на международные счета компаний-партнеров «Газпрома», задействованных в создании трубы. Теперь российскому концерну, которому осталось достроить всего 150 км газового маршрута, придется искать альтернативные способы для завершения проекта. В первую очередь, «Газпрому» придется позаботится о поиске судов-трубоукладчиков, способных оперативно достроить оставшийся участок. Эксперты рассказали «МК», какими вариантами монополия может воспользоваться.
Вариант №1: «Тише едешь — дальше будешь»
«Газпрому» осталось достроить около 150 километров морского участка «Северного потока — 2» (8% общей протяженности) до выхода трубопровода на сушу. При использовании судов Allseas, которые способны укладывать до 5 км трубы в сутки, подобные работы могли бы завершится уже до конца января. Российская баржа «Фортуна», за счет которой «Газпром» собирается завершить строительство газопровода через акваторию Балтийского моря, в сравнении с судами швейцарского подрядчика имеет ряд недостатков. Во-первых, скорость укладки морских трубопроводов, которой обладает отечественная баржа, составляет всего 1 км в день. Следовательно, даже при оперативном подключении «Фортуны» к строительству «Северного потока — 2», на завершение создания трубопровода у нее уйдет не менее 5 месяцев.
Существует еще одна проблема. Дело в том, что по данным американского агентства S&P Global Platts Analytics, «Фортуна» хотя и является баржей, предназначенной для строительства морских подводных трубопроводов, но не располагает так называемой системой динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно и осуществлять строительные работы в конкретной позиции. На заданных параллелях и меридианах «Фортуну» удерживают двенадцать якорей. С технологической точки зрения такой вариант позиционирования судна вполне естественен для укладки трубопровода. Между тем, по законодательству Дании, все суда, проводящие морские работы в территориальных водах королевства, обязаны быть оборудованы системами динамического позиционирования, даже если они не нуждаются в подобных технических приспособлениях. Учитывая, как щепетильно Копенгаген относится ко всему, что связано с СП-2 (согласование проекта заняло у Дании гораздо больше времени, чем у Швеции, Финляндии и Германии, через акваторию которых также проходит трубопровод), есть основания полагать, что датчане будут настаивать на переоборудовании «Фортуны» необходимой системой, что займет дополнительное время и потребует серьезных финансовых затрат.
Спущенное с китайских стапелей другое российское трубоукладочное судно «Академик Черский» обладает системой динамического позиционирования. Однако достичь зоны строительства последнего участка СП-2 оно сможет не ранее, чем через полтора-два месяца — судну придется идти через северные морские территории, где нередки шторма и туманы, особенно в зимний период. Кроме того, потребуется определенное время на подключение «Академика» к уже созданной инфраструктуре.
Впрочем, по словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, тише едешь — дальше будешь. Использование отечественных судов для завершения строительства морского участка СП — 2 будет обременено такими затруднениями, как отсутствие необходимого количества собственных специалистов с должным опытом подобных работ. Тем не менее, использование национального флота максимально защитит проект от американских санкций. «Насколько вырастет стоимость проекта в таких обстоятельствах пока трудно подсчитать. Но это окажется дорогим удовольствием — от нескольких сотен миллионов до миллиардов долларов. Оградить от угрозы ареста международных счетов «Газпром» может организация фирмы-посредника, например, с европейской пропиской. Формально наложить санкции на подобную структуру Вашингтон не сможет, либо американцам через суд придется доказывать принадлежность такой компании к «Северному потоку — 2», что окажется практически невозможно. Тем менее, пуск газопровода на полную мощность придется отложить как минимум до осени будущего года», — считает эксперт.
Вариант №2: «Мы строили, строили и наконец построили»
Одним из выходов из сложившегося положения, по словам главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, может стать создание нового судна-трубоукладчика, который бы отвечал всем необходимым условиям для завершения проекта. Однако подобные работы отнимут не менее пяти-шести лет: 1,5-2 года будет потрачено на проектировку корабля, ведь его придется подстраивать непосредственно под СП-2 и обозначать судну четкие условия работы — температурный режим, глубину пролегания трубы, рельеф морского дна. Еще примерно 3-4 года уйдет на строительство судна, а также на пробную прокладку трубопровода, возможно на отдельных морских участках, не относящихся к СП-2.
«С точки зрения техники ничего сложного в строительстве такого судна нет. Я убежден, что страна, которая построила атомный ледокол и подводные лодки, сможет сделать все. Если будет заказ, мы немедленно приступим к проектированию и строительству такого судна», — подчеркнул Алексей Рахманов.
Во сколько обойдется создание нового отечественного трубоукладчика — также оценить пока достаточно сложно. Стоимость аналогичного судна «Академик Черский», заложенного в 2011 году по заказу нигерийской компании Sea Trucks и выкупленного в 2015 году одной из структур «Газпрома», не разглашалась. Однако, по некоторым сведениям, эту сделку финансировал «Газпромбанк», выдавший кредит на покупку «Академика» в размере $1 млрд.
Вариант №3: Не построю, так куплю
Наиболее приемлемым способом достроить оставшиеся 150 км могла бы стать покупка готового трубоукладчика, отвечающего всем необходимым условиям для завершения проекта. Между тем, как отмечают эксперты, суда с подобными характеристиками находятся в большом дефиците. «Таких судов, которые прямо сегодня могут быть взяты для достройки газопровода, нет. Они обычно строятся под конкретный проект и редко используются для работ на свободном рынке», — говорит Алексей Рахманов.
По словам Андрея Магилланова, представителя фирмы Caravelle Exclusive, производственные суда, специализированные на укладке морских нефте- и газопроводов оперативно достать на свободном рынке действительно нелегко. Подобные модели обычно заказываются за несколько лет. К слову, свободными трубоукладчиками в настоящее время обладает только швейцарская Allseas, отказавшаяся от участия в проекте. Тем не менее, при достаточных премиальных, стороны могли бы договориться. Конечно, стоимость судна будет зависеть от его года постройки — можно найти корабли, отвечающие всем необходимым качествам, но, как выяснится в дальнейшем, со стапелей они сошли от 15 до 40 лет назад.
«Дело в том, что владельцы судов при заключении сделок обязательно будут хитрить. «Текущее состояние» каждого подобного судна (эта графа заполняется каждым судовладельцем для ориентации местоположения и состояния корабля) обычно определяется как «занятый в эксплуатации». То есть, отрыв этого судна от непосредственно выполняемых работ будет сопряжен с выплатой штрафов действующему партнеру судовладельца. Это далеко не всегда соответствует действительности, но на бумагах обычно оформлено как полагается и штрафы перекладываются на покупателя. Можно предположить, что, если «Академик», как неофициально считают на рынке, стоил $1 млрд, то аналогичное по возможностям судно, построенное в середине 2000-х годов, можно будет приобрести с некоторым дисконтом. Но на дополнительные затраты в $500-600 млн «Газпрому» все-таки придется пойти. Подобные суда можно найти гораздо ближе, чем Находка — в частности, в Гибралтаре, Неаполе и Роттердаме. Однако на заключение сделки наверняка уйдет несколько месяцев, поэтому к конкретным работам купленные трубоукладчики, скорее всего, приступят не ранее весны и сам газопровод в таком случае будет завершен опять же не ранее начала осени», — отмечает собеседник «МК».
Фрахт трубоукладчиков, по словам Магилланова, оказался бы на порядок дешевле — до $100 млн. «Но нельзя забывать, что в настоящее время большинство международных судовладельцев пристально отслеживают положение «Газпрома» с СП-2. Никто не сомневается, что морские подрядчики, обладающие свободными судами, постараются извлечь максимальную прибыль. Они будут оттягивать момент заключения сделки по фрахту своих кораблей и пытаться нарастить тарифы на аренду», — предупреждает эксперт.
Вариант №4: Продать «Газпром» Вашингтону
Стоит отметить, что пока партнеры «Газпрома», участвующие в строительстве СП-2, могут не обращать на новый американский санкционный пакет. Несмотря на то, что формально ограничения Вашингтона уже вступили в силу, до начала первых блокировок счетов участвующих в проекте компаний остается не менее одного месяца. США дали подрядчикам возможность «плавно прекратить работу». Как заявили представители Nord Stream — 2, российского оператора СП-2, все участники проекта пытаются завершить строительство газопровода в максимально короткие сроки. «Осуществить весь комплекс необходимых работ без судов Allseas будет, конечно, затруднительно, но определенная подготовка к переключению на других трубоукладчиков несомненно будет проведена. В любом случае прокладка СП-2 вырастет в цене как минимум на $1 млрд и его пуск в эксплуатацию существенно задержится, но полного срыва проекта американцы вряд ли добьются», — полагает Калачев.
Между тем, некоторые «горячие головы» предлагают достаточно кардинальный способ избавиться от отрицательной риторики и, тем более, санкционных мер Вашингтона.
«Одномоментно изменить ситуацию, то есть убрать американские санкции, конечно можно. Взглянем на структуру акционерного капитала «Газпрома». Государство владеет контрольным пакетом в холдинге через Росимущество (более 38% акций) и через «Роснефтегаз» (10,74%). Правительство России может предложить продать долю «Роснефтегаза» в «Газпроме» американским инвесторам. Акции «Газпрома» недооценены. И после завершения инфраструктурных проектов, в том числе «Северного потока — 2», денежные потоки пойдут на дивиденды. «Газпром» — это теленок, который скоро станет дойной коровой, — уверен директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. — Сделка будет выгодна для американским нефтегазовым компаниям. Если они откажутся, «Газпром» ничего не потеряет, но весь мир увидит, что США готовы отказаться от очень выгодной сделки ради своих политических амбиций и поддержки ненужного им Киева».
Вариант №5: Из варягов в греки
Увеличить поставки «голубого топлива» в Европу в обход Украины нашей стране может позволить другой европейский сухопутный газопровод Eugal. Эта труба, мощностью 36 млрд кубометров, создана для прокачки сырья из первого балтийского газопровода «Газпрома» — «Северный поток-1». С 2013 года из-за ограничений по транспортировки топлива по этому «Газпром» был в праве пользоваться лишь половиной от его потенциала, но в 2016 году российская компания получила разрешение подключиться к 90% мощностей трубопровода. С 1 января 2020 года оператор Gascade Gaspransport, принадлежащий «Газпрому» и немецкой Wintershall, обещает ввести в эксплуатацию первую из двух ниток газопровода Eugal мощностью более 30 млрд кубометров сразу после новогодних праздников. Труба пройдет параллельно с маршрутом главного ответвления «Северного потока 1» — газопровода OPAL. Как полагают эксперты, технические условия позволяют «Газпрому» перенаправить по этому направлению газ из первого балтийского газопровода, что нивелирует сбои в поставках «голубого топлива» в страны Старого Света из-за задержки в строительстве СП-2 и сократит зависимость России от украинского газотранспортного сервиса.
Читайте также: «У России не нашлось кораблей для завершения «Северного потока-2»
Санкции . Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/12/24/eksperty-nazvali-pyat-variantov-spaseniya-severnogo-potoka2-prodazha-gazproma-amerikancam.html