На «Послании к человеку» говорили о старости, алкоголе, мате и любви в Северной Корее
На 27-м Международном кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, которым руководит кинорежиссер Алексей Учитель, показали не одну сотню документальных, игровых, короткометражных и анимационных картин, многие из которых нигде больше и не увидишь. Среди его гостей – легендарный режиссер Клод Ланцман и Сергей Шнуров.
Гость фестиваля — документалист Клод Ланцман.
Фото: предоставлено пресс-службой «Послания к Человеку»
Самым его необычным гостем стал 91-летний классик мировой документалистики, французский журналист, автор 9-часового фильма «Шоа» о нацистских лагерях Клод Ланцман. Свою главную картину он снимал почти 12 лет. На Дворцовой площади ему вручили награду за вклад в кинематограф. В документальной панораме показали его недавнюю картину «Напалм», где он вспомнил о путешествии в Пхеньян в конце 50-х и романтическую встречу с медсестрой Корейского Красного Креста. Чем она закончилась для молодой кореянки, бог весть. Однажды Ланцман получил от нее письмо, непонятно кем написанное. Почти полвека спустя он вернулся в КНДР, а в 2015 году снял там «Напалм» — размышление о настоящем и прошлом страны и о самом себе. Ланцман сражался в рядах французского Сопротивления, работал в подполье в годы Второй мировой войны, служил в журнале «Новые времена» с Жан-Полем Сартром. Его мать родилась в Кишиневе, а сестра покончила жизнь самоубийством. Самое удивительное, что Ланцман полон жизни, хотя и передвигается с трудом, на коляске. Но он взобрался к пушкам Петропавловской крепости и по фестивальной традиции выстрелил в полдень. Когда он разговаривает с женщинами, у него огонь в глазах. Наверное, это самый уникальный гость за всю историю «Послания» наряду с Лени Рифеншталь, посетившей его в 2001 году.
Жюри международного конкурса должен был возглавить французский писатель и режиссер Фредерик Бегбедер, но важные дела задержали его в Париже. Заменил его куда более маститый документалист из Армении, основатель ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян. Вместе с ним работал китайский режиссер и художник Чжао Лян, чей фильм «Бегемот» в 2015 году произвел неизгладимое впечатление на Венецианском кинофестивале. В жюри работал болгарский режиссер с богатой биографией (бармен в Праге, повар в Вашингтоне, садовник в Торонто, звукооператор в Нью-Йорке, бухгалтер в Сан-Франциско), в послужном списке которого «Короткий фильм о Юрии Гагарине», а также российский режиссер анимационного кино Святослав Ушаков и Лина Чаплин, москвичка по рождению, выпускница ВГИКа, с 1976 года живущая в Израиле. Если Клод Ланцман полон оптимизма, то Лина настроена по отношению к «третьему возрасту» иначе. Ей кажется, что люди врут себе, когда им много лет. На фестивале она представила фильм о стариках «80 и… дальше».
«Как и моя героиня — поэтесса Юлия Винер — я отношусь к нашему несладкому возрасту пессимистично. Фильм на языке оригинала называется «Лишний возраст». Через несколько лет не хватит молодых, чтобы прокормить ораву стариков. Мы встретились в процессе работы с 70 пожилыми людьми. Они утверждали, что живут отлично, что они лучше того поколения, которое управляет жизнью. Может быть, обманывали себя и меня. Старики, посмотревшие фильм, меня почти съели. А молодым происходящее на экране кажется нереальным. Они думают, что сами никогда не достигнут этого возраста».
Вот такое жюри выбирало лучших. Гран-при «Золотой Кентавр» за лучший фильм оно присудило «Гармонии» Лидии Шейниной, изучавшей режиссуру в Калифорнийском университете, а потом у Марины Разбежкиной. Это рвущая душу история пожилой женщины Нины, в страданиях живущей с внучкой и четырьмя правнуками, работающей день и ночь в свои немолодые годы. Спецприз «За мужество кинематографистов» получила картина «Один день в Алеппо» сирийского журналиста Али Аль-Брахима, не раз работавшего в боевых точках, побывавшего в плену ИГИЛ и правительственной тюрьме. Из Сирии он перебрался в Турцию, записав свой побег на скрытую камеру и телефон. В своем фильме Аль-Брахим запечатлел разрушенный город, лишенный пищи и воды, где нет больниц и негде хоронить мертвых. Самое удивительное, что живущие там люди не теряют надежды.
В разделе короткометражных документальных фильмов участвовала 25-минутная картина «Олег» дебютантов из Нью-Йорка Александра А.Бродского и Бориса Кричевского о художнике Олеге Кудряшове, ухаживающем за немощной женой. И тут возникает вопрос: позволительно ли показывать беспомощного человека во всей его физиологической «красе»? Кто имеет право дать такое разрешение? Может ли взять на себя ответственность даже самый близкий человек, как сделал это герой фильма.
Французская актриса, самая нестандартная модель и муза Ива Сен-Лорана Летиция Каста дебютировала в режиссуре 29-минутной игровой картиной «Во мне» и теперь работает над документальным проектом. В своем первом фильме, говорят, во многом автобиографическом, она рассказала о муках творчества, безумии режиссера, снимающего в Парижской опере фильм и проводящего в ее величественных интерьерах экстравагантный кастинг. Шеренги полуобнаженных женщин от 18 до 35, плечи которых прикрыты короткими черными жакетами, демонстрируют свои причинные места. Они словно бы заменяют им лица. И каждое неповторимо. Зрелище, надо сказать, мощное. Режиссер, хоть и мужчина, реагирует на поток гениталий равнодушно, пока не появится Она — его жена и актриса. Всю эту весьма банальную историю только и скрасил выход претенденток на роль. Можно только гадать, какой эпизод жизни самой Летиции лег в основу картины. Но точно не история недавнего замужества со звездой французского театра и кино Луи Гаррелем, с которым Летиция этим летом сыграла тайную свадьбу на Корсике.
В рамках фестиваля прошел спецпоказ американского фильма «В Питере — петь. Сергей Шнуров» знатока иудаики, германистики и славистики, профессора киноведения Флоридского университета Драгана Куюджича. Появился он вовремя — в 2017 году рок-группа «Ленинград» отмечает 20-летие. В прошлом году два ее видеоклипа «Экспонат» и «В Питере пить!» набрали почти 200 миллионов просмотров в Интернете, что и стало для Драгана Куюнджича толчком для встречи с Сергеем Шнуровым в Санкт-Петербурге. Они сошлись и поговорили об искусстве, истории города, его образах, повлиявших на творчество рок-группы, о блокаде, Малевиче и алкоголе, без которого не обходилось когда-то ни одно утро. Если кто не знает, то Шнуров — умный и образованный человек, даром что матершинник. Про него когда-то снял фильм «Он ругается матом» Тофик Шахвердиев и получил прокатное удостоверение. Теперь бы этот номер не прошел. Представляя новую картину о себе, Шнуров в красных кедах побаловал собравшихся крепким словцом и табачным дымом. Мат, по его словам, всего лишь сочетание букв. Все так говорят. Если завтра на улице люди вдруг начнут разговаривать по-японски, то и Шнуров начнет сочинять по-японски. Он со своим народом говорит на одном языке. После фильма была возможность задать вопросы герою фильма. Шнуров был в хорошем расположении духа: «Я всегда в хорошем настроении. Мне интересны и ужасы, и странности. Я их с восторгом воспринимаю». Он рассказал, что группа «Ленинград» — вне жанров: « Мы — постмодернисты. Я творчеством не занимался никогда. У меня не было желания отразить свою бессмертную душу. Для меня все игра. Я решаю задачки». Про музыкантов сказал так: «Они народ глупый, поляны не секут никогда. Да и обычным людям ни… (далее последовали три бессмертные буквы. — «МК») не надо». Об алкоголе, кумирах и телевидении Шнуров думает так: «От алкоголя происходит деформация сознания. Не каждому она идет. Позиция алкоголика в некотором роде сродни позиции мага в Египте», «Храбростью мысли меня восхищает Ницще. Он был бесстрашным», «Я не знаю человека после сорока, который отказался бы вести программу про котиков». Шнуров занимается «всем и ничем». Болельщик ли от баттла? «Я за баттлом слежу лет пять. Я не болельщик. Болел за «Зенит» долго, мощно, потом вылечился. Оксимирон — звезда. Гной должен был прорваться. И он прорвался. Общественные дискуссии в последнее время сводятся к тому, продался или не продался, своровал или не своровал». В лектории Главного штаба Эрмитажа в дни фестиваля культуролог и режиссер Драган Куюнджич прочитал лекцию «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова». Так что Сергей Шнуров входит в анналы культуры.