У каждого человека есть дар, благодаря которому ему удается то, что не под силу другим. Если он трезво оценивает свои силы и возможности и точно знает, в какой области применимы его таланты, он способен добиться цели, какой бы она ни была. Желаете пример из жизни? Пожалуйста! Что получится, если талантливый и удачливый бизнесмен решит сам, своими силами придумать проект и выстроить дом? Скажете, что ничего хорошего, поскольку навыки руководителя не способны заменить профильное образование и огромный опыт работы? И ошибетесь, потому что по-настоящему талантливый человек, затеяв подобное предприятие, найдет нужную точку приложения своему уникальному дару. Он не станет лично заниматься узкоспециальными вопросами, а просто применит свои способности, чтобы в буквальном смысле слова с нуля создать умелую команду, которой под силу будет реализовать его замысел.
Так, собственно, и произошло с этим домом. Его хозяин с самого начала планировал взять общее руководство созданием проекта на себя. Он тщательно выбирал тех, кому мог бы доверять как самому себе. В частности, для создания архитектурного проекта и всех необходимых расчетов был приглашен не просто профессионал высочайшего уровня, а добрый знакомый, с которым длительное время сотрудничала компания, принадлежащая владельцу дома. О том, что в общем и целом, эстетические воззрения и вкусы хозяина и главного архитектора проекта совпадают, было известно задолго до начала строительства.
Архитектор Дмитрий Бархин никогда не делал секрета из того, что основными источниками вдохновения для него являются работы признанных мастеров модерна и югендстиля Федора Шехтеля и Отто Вагнера. Легкость, соразмерность и пропорциональность зданий эпохи модерна были по душе и владельцу дома. Как человек, выросший в огромном доме постройки XIX века, он всегда ценил объемные, светлые пространства. Обдумывая строительство собственного особняка, он с самого начала знал, что в нем непременно будут большие окна и высокие потолки, а стилистическое решение окажется близким к утонченному минимализму. «Несмотря на то, что мое детство прошло в интерьерах и комнатах, которые вполне можно отнести к классике, — рассказывает владелец коттеджа, — я не собирался превращать собственный дом в подобие дворца или купеческого особняка. Каждому времени — свои линии и формы, и я не видел причин в XXI веке ограничиваться приемами и фасонами двухсотлетней давности».
Архитектура загородного дома
Хотя архитектурный проект отличает нестандартный подход к решению объема дома, интересная и удобная планировка, а также впечатляющий декор фасадов, о работе над ним автор вспоминает без излишнего пафоса, с доброй улыбкой, словно о детских похождениях любимого чада. Без приключений там действительно не обошлось.
В ходе работы архитектор убедил хозяина дома в необходимости постройки широкого, будто парящего на высоких колоннах, балкона над входной зоной, ведущей из сада непосредственно в парадные помещения. Получившиеся при этом дополнительном «конструировании» открытая терраса с колоннадой и балкон очень украсили фасад, придали дому торжественность и масштабность — в первоначальных эскизах здание выглядело намного скромнее. Строительство было практически завершено, когда родилась блестящая идея еще больше увеличить высоту потолков приватных комнат и площадь дома за счет включения части чердачных помещений, добавить света, создав многоуровневое пространство. Не останавливаясь перед дополнительными временными и финансовыми затратами, владелец дома принял непростое решение: разобрать стропильную группу и часть верхнего этажа, надстроить здание, увеличив при этом количество оконных проемов.
Время показало, что эти радикальные меры были как нельзя кстати: «возвысившись», особняк, как ни странно, не стал выглядеть более массивным, напротив, приобрел свойственную модерну летящую легкость. Когда по вечерам загорается свет, дом кажется парящим над землей. Для тех, кто в это время находится внутри, впечатление полета оказывается еще более реальным благодаря высокому цоколю здания. Сквозь огромные окна «в пол» открывается прекрасный вид. А вот земли, находящейся непосредственно перед окнами, не видно: уровень пола первого жилого этажа, где расположена гостиная, находится примерно в 1,2 метра от ее поверхности. Эта особенность постройки оказывается вдобавок и крайне практичной: даже если вокруг наметает высокие сугробы, на открытой веранде перед входом в жилые помещения почти не бывает снега.
Помимо оригинального архитектурного решения и продуманной, открытой планировки с нетипичным разноуровневым расположением этажей и обилием двусветных пространств, Дмитрий Бархин предложил также очень интересную отделку фасадов дома. Несмотря на то, что верхний этаж выглядит сделанным из дерева наподобие швейцарских или французских шале с их каменным цоколем и бревенчатым верхом, на деле дом полностью выстроен из кирпича. Тот же эффект и в выборе отделочных материалов: дикий камень в облицовке цоколя и первого этажа в действительности является плиткой, имитирующей натуральный камень, тонированное в благородный темный цвет дерево — не брус, а доски, закрепленные на специальных металлических конструкциях, достаточно тонкие и декоративные.
Какие были сложности при возведении дома?
К сожалению, подрядчик настоял на изготовлении фундамента из типовых (им когда-то раньше купленных) блоков. Я не приветствую подобного рода материал и умолял заказчика сделать фундамент монолитный, ленточный. Но, к сожалению, уступил подрядчику.
Чем было обусловлено устройство достаточно высокого цоколя?
Цоколь не кажется мне высоким, он не больше 0,75 метра, то есть высотой всего в несколько ступеней. Но производит такое впечатление из-за отмостки, которую делали не по уклону почвы, а горизонтально. В связи с этим, в сторону пруда была выполнена подсыпка, и, видимо, со стороны сада кажется, что дом стоит высоко. Но это хорошо!
Какова общая площадь дома до увеличения его высоты и, соответственно, после?
Дело в том, что до увеличения высоты, дома два помещения под кровлей считались чердачными, а сейчас они превратились в полноценные мансардные комнаты — детскую и гостевую спальню. Поэтому общая площадь увеличилась с 590 квадратных метров до 627,5 м².
Каковы конструкции перекрытий?
Мы предлагали делать кровлю с использованием основных несущих металлических стропильных балок, однако заказчик решил использовать дерево. Проект конструкций кровли разработал конструктор, который работает с подрядчиком. Он оказался умным и серьезным человеком, сотрудничать с ним было очень приятно. Он предложил весьма разумную и простую конструкцию из перекрещивающихся на манер колодца двух пар ферм — двух длинных (по длине дома) и двух коротких (по ширине). В итоге получилось что-то вроде перевернутой лодки. Промежуточные более короткие стропила опираются на эти четыре фермы. Легко устанавливается и конек по оси симметрии ферм.
Крыша плоская или имеет незначительный объем? И каким материалом покрыта?
Уклон кровли для Москвы стандартный и составляет 19 градусов. В качестве кровельного материала была выбрана мягкая черепица фирмы Tegola.
Обрабатывались деревянные перекрытия какими-либо специальными составами?
Обработку древесины против жучков выполняли раствором, который не имеет цвета, поскольку сразу предполагалось, что часть кровельных конструкций будет открыта в помещениях второго этажа. Затем часть конструкций была покрыта финскими неблестящими (матирующими) лаками.
Широкие выносы крыши сделаны в декоративных или практических целях?
Устройство выноса кровли было связано с двумя соображениями.
Во-первых, это мои эстетические представления. У них есть три источника: первый — Федор Шехтель со знаменитым домом Рябушинского, второй — Отто Вагнер, известный венский архитектор начала XX века, и наконец, Фрэнк Ллойд Райт с его Робби-хаусом и знаменитым Империал-хоутел в Токио, который японцы в 1970-х годах снесли (снесли шедевр, абсолютный памятник архитектуры! У самого Райта такого больше не было!). Так вот, в этих зданиях очень сильный вынос карнизов — не менее 1,5 метра, а то и больше!
Во-вторых, мода конца XIX века — ориентализм, связанный с увлечением Востоком и в частности архитектурой Турции конца XVIII — начала XIX века, где подобные карнизы использовали в качестве защиты от солнца. Именно эта архитектура и повлияла тогда на творчество указанных архитекторов. А в нашем климате, достаточно дождливом, большой вынос кровли необходим не только эстетически, но и функционально — чтобы не намокала стена!
Дизайн интерьера
Дабы интерьер в полной мере соответствовал идеалам и запросам владельца дома, в команду были приглашены еще двое архитекторов-дизайнеров. Светлый минималистический интерьер, выглядящий словно антураж элитного пентхауса где-нибудь в Милане, создавался долго и тщательно. Организаторские способности хозяина дома проявились и здесь в полной мере: вместо того чтобы отыскивать подходящие вещи по устраивающим его ценам в Москве, он… отправился вместе с одним из архитекторов в Китай.
Продуманный вояж по мебельным фабрикам и внимательное, в буквальном смысле с фотоаппаратом в руках, изучение ассортимента (как известно, практически дословно повторяющего коллекции топовых итальянских фабрик) принесли плоды: все, что было сочтено достойным украсить новый дом, было впоследствии заказано из Москвы и в указанные сроки доставлено.
Абсолютно аналогично поступили и со светом: архитектор был направлен на проходившую как раз во время работы над домом миланскую выставку светильников Euroluce. Таким образом удалось подобрать для нового интерьера самые лучшие и наиболее подходящие к авторскому замыслу творения итальянских дизайнеров, не ограничиваясь материалами каталогов и ассортиментом московских магазинов. Впоследствии одобренные владельцем дома светильники были заказаны прямо на итальянских фабриках.
А вот при выборе кухонного гарнитура предпочтение было отдано Германии. Как известно, немцы очень педантично подходят к планировке и обстановке кухонь, и их мебель считается очень надежной, долговечной и эргономичной.
Как нам кажется, подобный подход к обстановке дома следует взять на вооружение всем, кто предпочитает комплексное и эффективное решение проблемы и не находит особого удовольствия в длительных, изматывающих прогулках по мебельным салонам.
То, что грамотное руководство и умение создать слаженную профессиональную команду гарантируют успех, бесспорно. Достаточно взглянуть на этот дом. Несмотря на то, что строительством особняка и оформлением фасадов занимался один архитектор, а интерьером и светом — двое других, общая картина получилась крайне продуманной и цельной.
Создается впечатление, что дом просто вырос из земли будто волшебный цветок — аккуратный, строгий и полностью готовый принять гостей. Вот так, вдруг — взял и вырос, со всем, что есть снаружи и внутри, от кремовых «каменных» плиток на фасадах и строгих геометричных ограждений балконов до последнего светильника на потолке или крошечного стеклянного столика в гостиной.
Еще одной особенностью этого особняка стала его несомненная яркая индивидуальность. Проект получился таким, как если бы заказчик, в одночасье став архитектором и дизайнером, делал его для себя сам, создавая автопортрет из камня, стали, стекла и дерева. Считается, что в доме или квартире, в обустройстве которых сам принимал деятельное участие, совсем несложно обжиться — за время работы, отдавая этому пространству силы и мысли, человек успевает сродниться с ним и с первых шагов по новым апартаментам чувствует себя почти так же спокойно и вольготно, как если бы в этих стенах был прожит не один год. Разве это не повод взять метод на вооружение?
Источник: https://remstd.ru/archives/sami-proektiruem-i-stroim-svoy-zagorodnyiy-dom/