В этом году рублю суждено пережить новый обвал по отношению к доллару и евро. Судя по всему, он случится не прямо сейчас, а месяцев через пять-шесть — когда пик эпидемии останется позади, и власти уже не так будут озабочены поддержанием социальной стабильности в стране. Такой прогноз дал директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Судя по словам опрошенных «МК» экспертов, его позицию разделяют многие: против рубля играют настолько мощные рыночные факторы, что российские монетарные «атланты» — ЦБ и Минфин — физически не в состоянии удерживать его курс бесконечно долго.
Безусловно, цена и спрос на нефть влияют на ситуацию в самую первую очередь. Однако очень многое зависит от действий Банка России на валютном рынке, рассуждает директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Последний проект ЦБ с долгосрочным финансированием банковской системы, вливанием в нее ликвидности — по сути своей эмиссионный и в конечном счете ориентированный на ослабление рубля. Надо же будет как-то покрывать дефицит бюджета — вот главная задача.
Может ли повториться «черный вторник» 16 декабря 2014 года, когда евро достиг 100, а доллар превысил 80 рублей? Отвечая на этот вопрос «МК», Буклемишев напоминает: события того года были вызваны не столько падением нефтяных цен и санкциями Запада, сколько накачкой банковского рынка рублями. Как только прекратилось расширение рублевой массы за счет беззалогового кредитования банков, сразу же российская валюта стабилизировалась и пошла в рост. Сегодня многое будет зависеть от того, как банки воспользуются деньгами, которые они получат от регулятора. Если бы правительство активно задействовало средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), то ситуация была бы иная, отмечает эксперт: вновь эмитируемые, выбрасываемые в обращение рубли были бы обеспечены определенной валютной ликвидностью. Но этого нет, что вызывает вопросы.
«Разумеется, нынешний уровень финансовых резервов позволяет властям установить практически любой курс рубля. Другое дело, насколько этот курс будет оправдан с точки зрения долгосрочной перспективы», — говорит Буклемишев.
В 2009 году, после глобального кризиса, ЦБ «отпускал» рубль относительно медленно и спокойно. Регулятор потерял на этом определенные ресурсы, зато банковская система обрела устойчивость и внушительный объем валютных пассивов. Сегодня из-за санкций она зависит от валютного финансирования в значительно меньшей степени. Соответственно, ЦБ для обеспечения финансовой стабильности может проводить более гибкую политику.
«В краткосрочной перспективе девальвация маловероятна, — полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Ключевую роль играют субъективные политические факторы: голосование по поправкам к Конституции пока не состоялось, празднование Дня Победы — тоже отложено. Так что рубль будут удерживать на плаву всеми правдами и неправдами».
Понятно, что долго это продолжаться не может: цены на нефть успели упасть слишком сильно (вкупе со снижением объемов добычи), да и окончательное опустошение ФНБ не за горами. Девальвация произойдет, но не прямо сейчас, а через несколько месяцев. Повторение событий «черного вторника» шестилетней давности представляется эксперту абсолютно реальным. Тем более что в марте курс евро уже достигал 90 рублей, а доллара — 80. Бюджетные обязательства придется выполнять любой ценой, но беда в том, что нас ждет минимум двукратное сокращение доходов от экспорта углеводородов. Приток нефтедолларов ожидается в разы скромнее как в физическом, так и в стоимостном выражении. Между тем, как резюмирует Николаев, федеральный бюджет верстался, исходя из совсем иных параметров нефтегазовой прибыли.
«Прямо сейчас угроза девальвации минимальна, — считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Мировые рынки растут, как и нефть, за счет этого снижается давление на рубль. Действия Центробанка позволяют сгладить динамику курса, но не развернуть ее. С другой стороны, против российской валюты играет весьма туманная перспектива восстановления спроса на нефть — ведь для бюджета нужна не только ее высокая экспортная цена, но и большой объем продаж. А согласно соглашению ОПЕК+ добыча сократится в ближайшие месяцы на 20%».
По словам Купцикевича, в ситуации с рублем очень многое будет зависеть от состояния мировой экономики. Уже очевидно, что ни МВФ, ни ведущие центробанки не верят в прогноз ее V-образного восстановления после пандемического кризиса. Российский ЦБ, взяв курс на снижение ключевой ставки, также сделал своим приоритетом поддержание экономики. И это мощный довод против рубля, который почти наверняка будет слабеть до конца года, хотя, возможно, избежит шокового сценария с обвалом в стиле 2014 года. Пока у Минфина и ЦБ хватает резервов, чтобы сдерживать натиск валютных спекулянтов. Однако ясно и то, что Банк России не в состоянии противостоять рыночным силам: одни лишь валютные интервенции не помогут рублю при слабеющей нефти.
Санкции . Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/05/11/chernyy-vtornik2020-rubl-obvalitsya-do-konca-goda.html