Эксперты раскритиковали стратегию развития внутреннего туризма: никто никуда не поедет

45 миллиардов долларов потратили на отдых за границей российские туристы в прошлом году. По подсчетам экспертов, один только Дубай заработал на наших путешественниках два миллиарда долларов. При этом Кабмин поставил задачу утроить экспорт отечественных туристических услуг, а число поездок соотечественников по стране удвоить. Но бизнесмены уверены, что будь доллар даже по 120 рублей, россияне все равно побегут греться на зарубежных пляжах.

Сумма, которую в прошлом году российские туристы «увезли» в экономики других стран — это 30 % экспорта нефти, 150 % экспорта российского агросектора и 220 процентов экспорта вооружений. Такие печальные итоги российского туристического сезона-2019 подвел Союз туризма и гостеприимства.

Впрочем, чиновники настроены более оптимистично:

— Мы понимаем, что не можем похвастаться супер теплой погодой, даже комфортной погодой похвастаться не можем, — заявила советник руководителя Ростуризма Елена Лысенкова, — Но наш снег — самый лучший снег, и это подтверждают лыжники. Наши условия могут превратиться в экспорт впечатлений. Туристов надо привлекать яркими Инстаграм-впечатлениями.

В правительственной стратегии развития туризма до 2035 года про лучший в мире снег ничего не сказано. Зато заложено, что к нам должны приезжать в 3,5 раза больше иностранных путешественников. И оставить здесь… аж 20 миллиардов долларов. А внутренний туризм планируется увеличить на целых 150 %. В абсолютном выражении это значит, что вместо нынешних 55 миллионов внутренних поездок в год россияне будут совершать 145 миллионов поездок. Условно говоря, каждый, включая глубоких стариков и младенцев, совершит турне по просторам необъятной родины один раз в год. Самый же масштабный рост авторы стратегии сулят инвестициям в сферу туризма: плюс 300 %.

Согласитесь эти цифры больше напоминают передовицы советских многотиражек о том, как комбайнер намолотил в закрома родины норму пятилетки зерна за три года. Реальная статистика куда печальнее. Наглядный пример — жилье для туристов. Номера в российских гостиницах есть. Просто в них никто не заселяется.

«У нас 848 тысячи гостиничных номеров в стране, 25 тысяч отелей, — приводит результаты исследования состояния рынка руководитель экспертно-аналитического центра СТГ Роман Еремян, — В среднем это 35 номеров на отель. Но при этом загрузка в среднем составляет всего 32 %. Средний тариф составляет 3500 рублей. Доход с каждого номера в среднем 1160 рублей или 17 долларов. Гордиться совершенно нечем». Резонно возникает вопрос: зачем так много отелей? По состоянию на 2017 год в России было 848 тысяч гостиничных номеров против 587 тысяч в 2008-м. Прирост на 44 %. Более того, ни одна другая страна таких цифр показать не может. Для сравнения, в Испании 750 тысяч номеров, в Турции — 446 тысяч. Однако те же Испания и Турция за те же десять лет в доходах от туризма прибавили по 14 и 63 % соответственно. А доходы России за тот же период упали на 5 %. И чтобы уж совсем загрустить: рост туристических доходов Вьетнама составил 643 %, Макао (не все россияне смогут показать ее на карте) — 161 %.

Эксперты считают ошибочной ставку чиновников на исторические туристические центры. Вместо этого они предлагают строить новые курортные зоны с нуля, как это было сделано в Китае, Сингапуре и ОАЭ. Деньги, как пояснили в СТГ, у инвесторов есть. 900 миллиардов лежат в банковских депозитах, еще 100 миллиардов — это облигации госдолга.

— В высокий сезон исторические центры задыхаются от наплыва туристов, людям просто некомфортно там находиться, — уверен Роман Еремян, — В результате вымывается основной сегмент платежеспособных клиентов. Можно накрыть Санкт-Петербург куполом и не пускать туда людей? Нет. Можно расширить Эрмитаж? Нет. Единственное решение — создавать новые центры. Искусственно созданные центры по статистике привлекают туристов больше, чем исторические. У нас в десяти крупнейших музеях страны находятся 27 миллионов экспонатов, — говорит Еремян. — Но в экспозиции всего пять процентов, остальное в хранилищах. Почему бы не отдать эти экспонаты в новые центры, где их смогут видеть люди?

Для примера отельеры приводят туристические зоны все в том же Макао. Один из таких чудес индустрии развлечений — 39-этажное здание со спортивной ареной, конференц-центром, казино, тридцатью ресторанами и 350 магазинами. Стройка обошлась в 2,4 млрд долларов, длилась два года и окупилась за каких-то полтора года. Такая курортная зона позволяет не выходить из стен отеля хоть на протяжении всего отпуска. Для нашей страны это тоже выгодное решение: сможем не кивать на погоду зимой.

Еще один необычный принцип, которым эксперты туризма советуют пользоваться при создании новых курортных зон — «где больше захочет сфотографироваться женщина?». Это не шутка — финансовые потоки охотнее текут туда, где больше мест для эффектных селфи. Плюс к этому эксперты проанализировали данные сервисов по онлайн бронированию отелей. Вывод получили вполне очевидный: чаще всего подбором курорта занимается именно дама (пока мужчина разбирается, где взять на всё это денег).

Еще несколько предложений связаны с визовым режимом и прозрачностью границ. В СТГ предлагают увеличить срок подачи заявления на электронную визу до 180 дней до момента въезда в Россию. Сейчас заказать такую визу можно максимум за 30 дней. Но по данным сервисов бронирования, люди планируют отдых в среднем за 4-6 месяцев. Нынешний режим подходит только тем, кому понадобилось внезапно нагрянуть в Россию по делам. Также предлагается установить безвизовый транзит на 120 часов и ввести многократные долгосрочные туристические визы.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/03/11/eksperty-raskritikovali-strategiyu-razvitiya-vnutrennego-turizma-nikto-nikuda-ne-poedet.html

Автор записи: K_O_S