Российско-белорусские энергетические отношения изменились, но продолжаются. Об этом договорились на встрече в Сочи главы государств: Владимир Путин и Александр Лукашенко. Платить за поставки газа Минск будет по прежним ценам. А вот закупка нефти белорусам обойдется дороже — скидка в 20%, действующая в 2019 году, отменяется. Договариваться об импорте «черного золота» Минску придется не с российскими чиновниками, а с частными производителями. Впрочем, именно на подобной схеме отношений и настаивал Батька.
Результат последних переговоров относительно дальнейших поставок российских углеводородов в Беларусь можно назвать нейтральным для обеих сторон. Минск настоял на прошлогодней стоимости газа в $127 за тыс. кубометров; Москва устояла на нефтяных ценах $50 за «бочку».
Тем не менее присутствие определенных разногласий сохранилось. Минск настаивал на продолжении скидок на российскую нефть. В них было отказано. С нынешнего момента Беларусь будет закупать «черное золото» по биржевым ценам, зафиксированным на мировых рынках. В таком случае удар может отразиться не только на доходах федерального бюджета страны, но и на карманах рядовых потребителей.
В настоящее время страна импортирует из России до 25 млн тонн жидких углеводородов в год. Внутреннее потребление требует почти в пять раз меньше — остальное сырье белорусские НПЗ перерабатывают и реэкспортируют. Прибыль оказывается существенной — примерно $2–3 млрд ежегодно. До последнего времени Россия не взимала пошлины от перепродажи нефтепродуктов, и они оставались в белорусском бюджете.
Стоит заметить, что в 2019 году «черное золото» из нашей страны экспортировалось в Беларусь со скидкой в 20% к рыночной стоимости. Как сообщает белорусское агентство «Белстат», за неполный 2019 год Минск закупил российскую нефть почти на $6 млрд по цене $50 за баррель. Вместе с тем цена «бочки» Urals, по данным Минфина РФ, превышала $63,5. Скидка позволила сэкономить Беларуси до $1,6 млрд.
Отсутствие скидки уже вынудило Минск идти на экстренные меры. Вместо поставок из России страна заключает контракты с Саудовской Аравии и Норвегией. Цена подобных перевозок Беларуси вылетит в копеечку — дополнительные затраты на доставку превысят как себестоимость производства, так и транспортные издержки.
Поскольку морскими логистическими путями страна не обеспечена, то Минску придется договариваться с посредниками. Один из вариантов — это закупка энергоресурсов через морские порты в Прибалтике. Только тогда Батька вряд ли сэкономит.
Учитывая нынешнюю стоимость нефти в $55 за баррель, тонна будет обходиться Минску как минимум в $400. Перевалка «черного золота», например, в Клайпеде, добавит еще $10. Также стоит учитывать контроль качества, объемы перевалки, закачку в резервуары и слив на железнодорожных эстакадах. Это не менее $40–45. То есть поставки тонны «черного золота» из той же Норвегии обойдутся Минску как минимум на $100 дороже, нежели из России.
Эксперты уверены, что продолжающееся энергетическое противостояние с Минском способно ударить по обеим сторонам. Литр АИ-95 в Беларуси сейчас в среднем стоит 82 американских цента (это биржевые цены, но на АЗС стоимость горючего может оказаться как выше, так и ниже). В России цена топлива примерно на 10 центов ниже.
Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер», отмечает, что Лукашенко, как всегда, выпрашивает очередную скидку от России. «Он ее получит. Правда, вряд ли компенсация, на которой он настаивает, его удовлетворит. Впрочем, подобные политические интриги продолжают поддерживать его авторитет в качестве лидера крупной экономической державы».
«Для отказа от игры с нефтяными ценами Лукашенко придется проводить экономические реформы. Может быть, продать ряд нефтеперерабатывающих заводов России? Оформление подобных отношений приведет к российским инвестициям в белорусскую промышленность и разрешению разногласий по экономическим действиям двух стран, которые считаются главными союзниками на геополитической арене», — предлагает перемирие руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.
Правда, пока за Россией перед Лукашенко остался еще один «должок». Минск еще не простил нашей стране загрязнение экспортного нефтепровода «Дружба» в прошлом году. Минск требует компенсации за подобную оплошность Москвы — сумма в $100 млн является отправной точкой в этом конфликте. Поэтому последнее слово в российско-белорусском энергетическом диалоге пока остается за Лукашенко.
Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/02/09/energeticheskaya-ssora-moskvy-i-minska-zastryala-v-truboprovode-druzhba.html