Чем ближе сроки обязательной маркировки продуктов питания и товаров первой необходимости, тем громче голоса недовольства представителей малого бизнеса и покупателей. К такому выводу пришли участники международной конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу».
Как отметил «МК» председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, нынешняя система обязательной маркировки товаров не имеет никакого отношения к защите прав потребителей: «QR-коды не гарантируют качества, они просто легализуют товар для торговли. Производитель может купить стикеры и без помех нанести их на контрафакт и фальсификат». По его мнению, ключевым донором системы маркировки в ближайшие месяцы станут табачные компании, которые принесут ее авторам в год не менее 5 млрд руб. Доходы вырастут после того, как в нее войдут молочники, производители воды. «В планах — до 2024 года включить в систему все пищевые продукты, в том числе хлеб. Нововведения больно ударят по малому бизнесу. Издержки по обслуживанию системы связаны не только с покупкой кодов, но и с их нанесением, покупкой сканеров для магазинов и складов», — сообщил Янин.
Инициатива российского правительства также вызвала болезненную реакцию у участников Таможенного союза ЕАЭС. По оценке руководителя одного из объединений предпринимателей Казахстана Анастасии Калашниковой, «стоимость контрольно-идентификационных знаков только по 7 главным позициям (табак, алкоголь, пиво, лекарства, молоко, соки и воды, парфюмерия и косметика) будет сопоставима с налогом на землю, собираемого за год со всех физлиц и юрлиц Казахстана. Масштаб трагедии для нашей экономики пугает».
Гендиректора AmWay Russia Ирину Меньшикову беспокоят проблемы установки оборудования для маркировки на заводах, расположенных за рубежом: «Мы будем вынуждены специально для России выделять отдельный поток продукции, настраивать конвейерные линии, нанимать русскоговорящих специалистов. В конце концов, это ударит по карману российских потребителей. Реальные доходы населения невысоки».
«Мы очень расстроены решением правительства внедрить обязательную маркировку, — говорит гендиректор Mary Kay Russia Алла Соколова. — Пострадают наши дистрибьюторы. Каждый индивидуальный предприниматель вынужден будет закупить дорогое оборудование для сканирования маркированной продукции и для отчетности в ФНС. Кроме этого, нововведения ухудшат конкурентную среду. Крупные сети спокойно «переварят» изменения правил игры, а многие небольшие игроки — малый бизнес и индивидуальные предприниматели — вряд ли. Под грузом новых расходов они вынуждены будут покинуть потребительский рынок или увольнять персонал».
Эти выводы подтвердил рассказ индивидуального предпринимателя из Ржева, торгующего парфюмерией. С его слов, расходы на новое оборудование в магазине — перенастройка кассы, покупка сканера для считывания кодов, нового компьютера и ПО (система рассчитана только на одну ОС) — составили около 60 тыс. руб.: «Чтобы выжить, пришлось сократить работников. При увольнении в глазах людей читался ужас. Они не знали, куда им идти. Найти работу в нашем маленьком городе практически невозможно». Кроме этого малый бизнес жалуется на хронические сбои и ошибки в системе при регистрации. Чтобы ввести в оборот 162 пары обуви, один из предпринимателей потратил 5 часов!
«Мы всегда против новых барьеров для торговли. В России ситуация с безопасностью продукции находится на хорошем уровне. Я не вижу оснований для ужесточения госконтроля. Эти меры, на мой взгляд, не помогут ни производителям, ни потребителям», — подчеркнул председатель WFDSA Магнус Бреннстром.
С 1 декабря вступила в силу обязательная маркировка духов, шин, фотокамер, а также некоторых предметов одежды и постельного белья. Как пояснила руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ Анна Орлова, «переход на маркировку по четырем группам, определенным с 1 декабря, будет плавным. Вначале все должны пройти регистрацию в системе, затем начать маркировку остатков и вновь произведенной продукции, запрет оборота немаркированной продукции наступит позднее». С 1 января 2020 года требования по обязательной маркировке распространятся на все лекарства, а с 1 июня 2020-го — на готовую молочную продукцию.
Как пояснил представитель ЦРПТ (оператор системы), за первый год действия проекта легальный оборот изделий увеличился в 7 раз, то есть рынок шуб за счет маркировки обелился на 700%. Маркировка лекарств еще на этапе добровольного эксперимента обеспечила снижение в 2,5 раза объемов недоброкачественной продукции на рынке (по данным Росздравнадзора) и позволила выявить правонарушения в сфере оборота лекарств на 500 млн руб. За три последних месяца приложением воспользовались 1,5 млн раз. Сканирование сигарет в ноябре по сравнению с сентябрем выросло в 33 раза, а обуви — в 11 раз. Уже появилась возможность сканировать маркировку парфюмерии, шин, фотоаппаратов, товаров легкой промышленности.
Однако эти успехи, похоже, не произвели впечатления на бизнес.
— С 1 декабря хотели ввести маркировку на парфюмерию, но отложили на неопределенный срок. Минпромторг не слышит предложений и замечаний участников рынка по смягчению сроков маркировки, — сообщила президент АПП Тамара Шокарева. — У нас пытаются построенный корабль без настройки навигационной системы спустить на воду. Нам говорят: «Не волнуйтесь, на скалы не налетите, мы на ходу все наладим». Такой подход вызывает разочарование. Ведь стикер не решит проблем с безопасностью потребителей, о которых так пекутся чиновники. Его спокойно можно купить и отмаркировать любую продукцию. Тогда к чему такая спешка? Известно, что во многих отраслях экономики, например в молочной промышленности, полностью отсутствует контрафакт, а выявить фальсификат маркировка не поможет. Потребители там не находятся в зоне риска. Тогда для кого так старается правительство? Для пополнения бюджета? Но все доходы от поступлений идут частному оператору. Получается, что государство заботится не о том, чтобы накормить бедных, а о том, чтобы накормить богатых. А богатые у нас никак не могут насытиться…
Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/12/16/kuda-zavedet-malyy-biznes-sistema-markirovki-tovarov.html