Сейчас то, что еще недавно казалось фантастикой, становится привычной реальностью. Мы часто видим в футуристических фильмах, как личность устанавливается по радужке глаза, а бумажные паспорта давно никому не нужны. Мир уже сейчас стремится к переводу всей важнейшей информации в цифровой вид. Россия в последние годы тоже сделала прорыв в этой области: порталы госуслуг, личные кабинеты на сайтах госорганизаций, мобильные банки. Похоже, фраза «без бумажки — ты букашка» скоро потеряет смысл, потому что вся информация о человеке оцифрована. С одной стороны, такая открытость пугает, но с другой — предоставляет огромные возможности. О том, какие именно цифровые возможности имеют россияне в Пенсионном фонде России, — в материале «МК».
Окажите электронную услугу
По данным Минкомсвязи РФ, услуги Пенсионного фонда входят в список наиболее востребованных государственных сервисов. Сейчас 70% госуслуг фонд предоставляет в электронном виде. Получить их можно в личном кабинете на сайте ПФР и в приложении для смартфонов, а также в личном кабинете на портале Госуслуг. Еще один цифровой сервис от ПФР — онлайн-консультант на сайте фонда: пишешь обращение в специальном окошке и через некоторое время приходит ответ.
Фонд в течение последних нескольких лет переводит свои услуги в электронный формат и расширяет их перечень. Только в 2018 году личный кабинет гражданина заметно обновился: открыто 10 новых сервисов, связанных с 7 государственными услугами. Большинство из них — это электронные заявления, которые позволяют дистанционно обращаться за выплатами фонда. Например, владельцы сертификата на материнский капитал получили возможность подавать заявление на ежемесячную выплату за второго ребенка. Пенсионеры-северяне могут оформлять компенсацию транспортных расходов при переселении с Крайнего Севера. Кроме того, с 2019 года запущен сервис, который предоставляет справку, подтверждающую предпенсионный статус человека.
Многим людям, особенно пожилым, трудно привыкнуть к тому, что больше не обязательно идти в отделение ПФР за каким-то документом. Тем не менее аудитория электронных сервисов растет.
В 2018 году ими воспользовались 11 млн клиентов, а всего за прошлый год было обработано 29,4 млн обращений через личные кабинеты, что почти в 4 раза больше показателя 2017 года.
При этом по-прежнему можно обращаться в многофункциональные центры или отделения. Но люди все чаще выбирают электронный вид. Всмотримся в статистику: из 81 млн услуг ПФР оказаны в электронном виде 56 миллионов, то есть 70%.
Самые популярные услуги — это сервисы информирования, которые позволяют получать актуальные сведения о приобретенных пенсионных правах или уже назначенных выплатах. На такие сервисы приходится каждое третье обращение.
Более востребованным стало и приложение ПФР для смартфонов, которое обеспечивает доступ к информационным сервисам личного кабинета. В 2018 году приложение установили 405 тыс. человек — на 55% больше, чем в предыдущем году. Все-таки без смартфона люди уже не представляют свою жизнь.
ТОП-3 самых популярных услуг ПФР:
■ Получение сведений о формировании пенсии и размере пенсионных прав — 13,5 млн обращений;
■ Назначение, перерасчет пенсии и управление их доставкой — 774,5 тыс. обращений;
■ Распоряжение набором социальных услуг — 666,5 тыс. обращений
Справок… даем
Часто человеку просто нужно проконсультироваться по актуальным для него пенсионным вопросам, и не надо идти для этого в отделение. Помимо телефонного Центра консультирования ПФР, работают онлайн-консультации через Интернет. Пока популярнее получение информации по телефону (900 тыс. звонков за прошлый год), однако доля интернет-обращений тоже растет — специалисты фонда обработали 264 тыс. таких запросов. За последний год произошло закономерное распределение: люди стали реже звонить, но стали больше писать обращения с помощью Интернета. Как и в статистике по оказанию услуг, людей чаще всего интересовали вопросы, связанные с формированием пенсионных накоплений. На втором месте по популярности — порядок получения СНИЛСа. На третьем — выплата по уходу за нетрудоспособными детьми и инвалидами, на четвертом — информация о сформированных пенсионных правах.
Даже если осталась надобность прийти в отделение Пенсионного фонда, то в этом тоже могут помочь электронные услуги. В личном кабинете и мобильном приложении действует сервис предварительной записи на прием.
Цифровизация сильно упрощает жизнь, поясняет эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. «Внедрение цифровых технологий, а также систем искусственного интеллекта в различные отрасли позволяет существенно сэкономить время на обработку больших объемов данных, и тем самым удовлетворить социальные потребности, что называется, в онлайн-режиме. Людям не нужно стоять в длинных очередях в тот же ПФР или другие социальные структуры. Но мы должны осознавать, что при переходе на цифровизацию нужно не допустить крайностей в данном вопросе. Один из рисков — потеря рабочих мест. Онлайн-помощники заменяют реальных людей. С другой же стороны, сама цифровая революция создала новые профессии, новые типы организаций (провайдеры облачных вычислений и агентства социальных сетей) и даже новые сектора экономики (цифровая безопасность и наука о данных). В этом вопросе важно найти золотую середину», — подытожил эксперт.
0+
Пенсия будущего. Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/11/20/operaciya-cifrovizaciya.html