Госдума приняла пакет «цифровых» законопроектов о рынке труда в первом чтении. Со следующего года трудовые книжки могут стать электронными, а все важные сведения о россиянах будут храниться в виртуальном виде. Тем, кто не доверяет цифровым документам, разрешат сохранить трудовые книжки в бумажном виде, хотя на электронном носителе информация о них тоже будет дублироваться — для подстраховки. Что касается информационного ресурса, то на каждого гражданина там будет храниться досье об ИНН, СНИЛС, семейном положении, родственных связях. На создание такой системы данных из федерального бюджета направят 3,7 млрд рублей. В Минфине эту сумму назвали «небольшой». Впрочем, оба законопроекта не обойдутся без поправок, и их будет много, заявили участники думских чтений.
Переход на электронные трудовые будет проходить так. С 1 января 2020 года компании обяжут ежемесячно предоставлять в Пенсионный фонд России (ПФР) информацию о трудовой деятельности сотрудников в цифровом виде. Сейчас систему тестируют на крупных предприятиях, чтобы оценить готовность их кадровых служб и информационных систем. Электронная трудовая книжка будет содержать сведения обо всем трудовом пути человека — профессию, должность, номера приказов о повышениях, наградах, увольнениях. Для граждан предусмотрели переходный период: до 2021 года работник сможет написать заявление о том, что хочет дублировать информацию на бумажную книжку. Если заявления не поступит, старую трудовую ему вернут на руки. Правда, многие россияне будут лишены права выбора: молодые люди, начавшие работать до 2021-го, а также те, кто перейдет в тот год на другую работу, автоматически станут обладателями только электронных книжек.
Как пояснял глава ПФР Антон Дроздов, цифровые книжки удобны всем: гражданам, государству, работодателям. Польза для работников будет выражена в экономии времени. Вместо того чтобы идти в отдел кадров за справкой, нужную бумажку в электронном виде можно будет получить в личном кабинете в ПФР. Там же можно будет даже пенсию оформить дистанционно, говорит руководитель фонда. Бизнесу выгоду принесет сокращение издержек — не надо покупать бумагу, бланки, сейфы для хранения. Кроме того, работодатель сможет легко восстановить утерянную информацию: в отличие от бумажных электронные трудовые книжки не могут сгореть, намокнуть, пропасть. В ПФР уверяют, что новая система бизнесу не будет стоить ни копейки. По словам Дроздова, у компаний и так вся отчетность хранится в электронном виде — разработчикам программного обеспечения останется лишь доработать бухгалтерские программы.
Ко второму законопроекту — о создании ресурса с личными данными граждан — у депутатов возникло больше вопросов. Планируется, что это будет общая база сведений о человеке, составленная на основе данных из МВД, Минобороны, Минобрнауки, ПФР, фондов обязательного медицинского и социального страхований, налоговой службы и других ведомств. При этом идентификационных номеров гражданину, как это делается, например, в Японии, присваивать не будут. Гражданам создание ресурса тоже сулит удобства: теперь не надо будет ходить за справками в учреждения — документы можно будет запросить в МФЦ или на сайте госуслуг. Свою цифровую карточку можно проверять и отслеживать — на государственных сайтах. Однако всю эту информацию смогут получить и любые госорганы, но только они: физлицам к личным данным другого человека доступа не будет. Кстати, в реестр будут вноситься сведения не только о гражданах РФ, но и о въезжающих иностранцах и лицах без гражданства — это нужно для оказания медицинской помощи, учета трудовой миграции.
Главный пробел «цифровых» проектов, который депутатам придется исправить к следующим чтениям — это защищенность электронных баз. Член Комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов отметил, что законодательство в части контроля над доступом в базы данных не проработано. «Людям нужны жесткие гарантии», — сказал он и напомнил, что в 2018 году из ПФР в общий доступ утекли данные о 2 млн граждан с их номерами СНИЛС и другой информацией. Первый зампред комитета ГД по экономической политике Валерий Гартунг добавил, что реестр сведений аккумулирует огромный объем информации в одном месте, а это создает большой риск. Другой вопрос: что делать гражданину, если о нем в систему внесены ошибочные данные? Механизм исправления недочетов авторы законопроекта тоже должны будут прописать в поправках.
Читайте также: ВС решил, что отсутствие сотрудника из-за снегопада не должно называться прогулом
Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/09/17/perekhod-na-elektronnye-trudovye-uprostit-gosorganam-process-slezheniya-za-grazhdanami.html