Второе дыхание

И Россия, и мировое сообщество до конца не знают, что делать с растущими горами мусора. Накапливающиеся десятилетиями отходы губят экологию и все сильнее загрязняют планету. У этой проблемы есть вполне эффективное решение: сортировка, переработка отходов и повторное использование тары.

Выбросил? Плати!

Еще в советское время граждане сдавали стеклянные бутылки и макулатуру в соответствующие пункты приема. Сейчас подобные пункты тоже существуют, однако они не так популярны. С промышленной тарой дело обстоит лучше: ее используют производства, логистические компании, торговые сети и т.д. Деревянная тара отправляется назад изготовителю или на склады, после обработки или ремонта ее используют повторно. Обычные упаковки большинство людей просто выбрасывают на помойку, хотя теоретически их можно использовать повторно.

Но не все так просто. Помочь изменить ситуацию могла бы разработка подзаконных актов, обязующих поставщиков принимать и направлять на ремонт и повторное использование любую деревянную тару или упаковку, в которой поставляется товар. В некоторых странах Европы, например, можно возвращать такие упаковки самому и получать бонусы от производителя, в других за тарой приезжают специальные грузовики, но везде действуют системы внушительных штрафов за выброшенную на помойку деревянную упаковку.

Металлическую тару повторно в обычных домохозяйствах используют редко, ведь ей перед этим нужна переработка. Однако отдельный прием металлических банок, аэрозольных баллонов, упаковки из фольги существует в большинстве стран Евросоюза.

Выгодно для экологии, нерентабельно для производителя

Правильный подход к вторичному использованию тары и упаковки может значительно улучшить экологическую ситуацию в стране. Но тут мы сталкиваемся с рядом сложных задач. Например – повторное использование стекла. В России нет единого стандарта бутылок, поэтому вводить оборотную тару, конечно, экологически выгодно, но нерентабельно, так как на производителя ложится установка собственных точек сбора и обеспечение логистики. А обустраивать точки сбора стеклянных бутылок в местах продажи продуктов питания по современным нормам СанПиН вообще нельзя.

Однако разрабатывать и продвигать новые способы многократной переработки тары рано или поздно придется, ведь это – важный и эффективный способ заботы об окружающей среде. Первый и важный шаг к этому – раздельный сбор отходов, который активно внедряется в Москве с начала 2020 года.

Развитие и внедрение программы раздельного накопления отходов поможет увеличить количество переработанного мусора, пригодного для вторичного использования, сэкономить природные ресурсы, снизить объемы свалок, следовательно — уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Работает новая схема так: смешанный мусор горожане выбрасывают в серый контейнер, а чистые материалы, пригодные для переработки (стекло, бумага, пластик, картон, металлы) – в синий. Далее грузовики везут вторсырье на линии, где их сортируют и отправляют в дальнейшее использование. Мощностей уже имеющихся в столице линий достаточно, чтобы сортировать содержимое синих контейнеров.

Фандоматы нам помогут

Сейчас остро строит другая задача – как эффективно выстроить работу с тарой. На данный момент оптимальным выглядит совместный проект с торговыми сетями по установке в магазинах фандоматов — аппаратов по приему тары.

фото: АГН «Москва»

В некоторых странах мира это решение успешно применяется в контексте двух схем: аппараты либо выдают компенсацию деньгами, либо принимают тару в обмен на скидочные чеки, которые можно применить в магазине. Фандоматы по первой схеме работают, к примеру, в США и Турции, по второй — в Финляндии.

В России уже есть пилотные проекты с внедрением фандоматов. Покупатель сдает тару и получает скидочные чеки на определенные товары.

Ценность вторичной упаковки

Согласно отчету фонда Ellen MacArthur Reuse Rethingking Packaging, посвященному различным способам повторно применять упаковку, у многоразового использования тары есть масса преимуществ.

В современном мире вторичная упаковка может создать дополнительные ценности и для клиентов, и для бизнеса. Среди причин переходить на многоразовую упаковку – уменьшение расходов на логистику (товары в такой упаковке занимают меньше места на складах и полках супермаркетов и снижают расходы на доставку), а также оптимизация операций (использование одной и той же взаимозаменяемой тары для продуктов разных брендов и торговых сетей позволяет сделать бизнес-операции более эффективными и дешевыми).

Многие компании уже активно разрабатывают и внедряют способы вторичного использования тары. К примеру, один из производителей разработал прочную многоразовую бутылку с распылителем, которая прикрепляется к капсулам с жидкими концентратами для уборки и личной гигиены. Таким образом, пользователь покупает только жидкий концентрат, а бутылка с водой используется много раз, что сильно экономит упаковку и сокращает транспортные расходы. Другая компания оптимизирует возврат упаковки от пользователя: тот просто собирает все емкости в ту же упаковку, в которой пришел заказ, и сдает курьеру, а тот забирает коробку бесплатно.

Два года назад бренд Coca-Cola Brazil инвестировал 25 млн долларов в универсализацию дизайна своих многоразовых ПЭТ-бутылок и 400 млн – в расширение инфраструктуры их повторного использования (оборудование для очистки и повторного заполнения бутылок).

фото: АГН «Москва»

Для россиян пока самым важным в проблеме повторного использования тары и упаковки остается ответственный подход к обращению с отходами. Раздельный сбор, сортировка и последующая переработка вернут полезные материалы и тару обратно рециклинг, а значит – меньше мусора отправится на загрязняющие экологию свалки.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/03/26/vtoroe-dykhanie.html

Автор записи: K_O_S