В Минском переговорном процессе по урегулированию конфликта на Донбассе сейчас черт ногу сломит. Глава российского МИД Сергей Лавров сообщил 10 июля о том, что заместитель главы АП России Дмитрий Козак уведомил западных коллег по нормандскому формату, что Украина на заседании ТКГ в Минске отказалась от договоренностей, достигнутых на недавней встрече политических советников глав государств «Нормандской четверки» в Берлине. И что же дальше тогда?
Сам Дмитрий Козак дал подробное интервью ТАСС, где утверждает, что после 11 марта 2020 года «конструктивная позиция представителей Украины достаточно радикально поменялась», а с Минскими соглашениями все совсем плохо. В свою очередь киевский партнёр Дмитрия Козака по переговорам, глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, в пятницу в общении с местными журналистами сообщил, что в «нормандском формате» видны подвижки, встреча глав стран «Нормандской четверки» в Берлине может состояться очень скоро, а еще скорее, буквально в ближайшее время, на Донбассе произойдет обмен пленными — то есть все совсем неплохо! Ермак даже заявил, что «Украина на сегодня доминирует в переговорах».
Одновременно министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба оперативно ответил своим интервью на интервью Дмитрия Козака и обвинил Россию в попытках «извратить Минские договоренности, интерпретировать их таким образом, чтобы реинтеграция состоялась на российских условиях», что по мнению украинского министра, просто обречено на провал. А украинский вице-премьер правительства и министр по вопросам оккупированных территорий Алексей Резников написал колонку в своем постоянном блоге на американском аналитическом сайте Atlantic Council, где призвал Запад помочь Украине пересмотреть Минские соглашения, как не отражающие нынешние реалии на Донбассе.
Все эти взаимоисключающие заявления первых лиц, главных переговорщиков России и Украины прозвучали практически одновременно, в течении пары дней. И проблема даже не в том, что Москва противоречит Киеву и наоборот, но и украинские официальные лица тоже вроде как категорически не совпадают друг с другом. Впрочем, в Киеве это никого не удивляет.
Что же происходит с Минскими соглашениями? Требования России неизменны с 2014 года — Украина должна вступить в прямые переговоры с самопровозглашёнными республиками Донбасса, согласовать новые законы об амнистии, выборах и особом статусе Донбасса с представителями ЛДНР, внести их особый статус в Конституцию, предоставив им самую широкую автономию. При этом политические условия, прописанные в Минских соглашениях — изменения в Конституцию, всеобщая амнистия и местные выборы — должны идти впереди вопросов безопасности в виде передачи Украине контроля над границей и разоружением вооруженных формирований.
Киев же считает, что Минский процесс — это процесс мирных переговоров Украины и России при посредничестве ОБСЕ. А ДНР и ЛНР полностью контролируются из Москвы, никем не признаны и их официальные лица не должны быть никакой частью переговоров, а местные выборы (то есть глав городов и районов и местных депутатов) должны пройти под контролем украинского ЦИК и с украинскими флагами над участками только после разоружения и передачи контроля над границей. После этого любые избранные мэры в борьбе за бюджетные субвенции в Киеве неизбежно потеряют часть радикальных взглядов.
Расхождения, по большому счету, в главном, не проговариваемом официальными лицами: с точки зрения России оба Минских соглашения — итог военных поражений Украины в 2014 и 2015 году и эти итоги должны быть закреплены, а Украина таким образом де факто должна стать такой нейтральной федерацией. Пусть и не совсем пророссийской, но и без шансов вступить когда бы то ни было в НАТО.
Этот сценарий не работает, потому что такие глобальные изменения в политике соседней страны возможно получилось бы диктовать из Киева, но не из Иловайска и Дебальцево — они совсем рядом с границей. Украина не признала своего поражения, вот в чем загвоздка всего этого Минского процесса.
То, что мы весь прошедший год обсуждали перспективы замирения на Донбассе, полностью заслуга администрации Владимира Зеленского, поскольку позиции России не менялись, а вот украинский президент на всю свою страну обещал своим избирателям добиться быстрого мира, провел большую работу, чтобы организовать новую встречу глав стран «Нормандского формата» в Париже, сделал кучу символичных шагов по смягчению агрессивной риторики, демобилизации страны, отводу армейских подразделений на отдельных участках фронта…. Шагов, которые даже привели к появлению на Украине влиятельного и агрессивного общественного движения «Нет капитуляции!».
Политика Владимира Зеленского выбрана сознательно в таком «туристическом» формате — в походе все сухие продукты за неимением лишней посуды обычно засыпают в один котелок и делают такую «супокашу» — варево, которое должны с удовольствием есть все. Вот и у Зеленского варится такая общая «похлебка» — Андрей Ермак для людей, настроенных на мир с Россией любой ценой, Дмитрий Кулеба — для воинственных патриотов, а Алексей Резников — для всех оставшихся. И все они вроде одновременно соратники президента, не подчиняющиеся друг другу. Сам же Владимир Зеленский — просто за все хорошее! Но после года каденции Владимир Александрович уже понял, что в нынешнем Киеве президент Украины, который выполнит требования России, может и не усидеть. На днях украинский президент объявил, что продал за 14 миллионов гривен (около 38 млн рублей) свой дом в селе Иванковичи под Киевом и переехал с семьей в надежно охраняемую государственную резиденцию «Конче-Заспа», там одно время Виктор Ющенко жил.
Вся выборная компания Владимира Зеленского и знаменитый сериал «Слуга народа» были построены на презрении к старой политической элите и «никому не нужных» привилегиях в виде мерседесов, государственных резиденций и дач. Семье Зеленских и сейчас не грозила жизнь на улице – в собственности еще остается четыре квартиры в Киеве, по одной в Лондоне и Крыму, дом в Италии, пять недостроенных отельных объектов в Грузии…Публичный переезд в государственную резиденцию сильно ударит по и так уже падающему рейтингу Зеленского, но для чего-то же он был очень нужен?
Дом в собственности не оставил, чтоб не спалили, себя, жену и детей обезопасил, значит от президента Украины можно ждать решительных шагов. Каких? А опять всех сразу! Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба будет продолжать делать резкие заявления. Алексей Резников будет расшатывать Минский формат — недавно ввел в украинскую делегацию «представителей ОРДЛО» из луганских и донецких переселенцев в Киеве, среди переговорщиков Украины теперь дополнительно «для представительности» главы профильных комитетов Верховной Рады и заместители министров, сам вице-премьер обещает начать реинтеграцию Донбасса и провести ее не спеша — в течении 25 лет.
Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак в свою очередь будет наводить неформальные мосты с Дмитрием Козаком и пытаться организовывать для внутреннего потребления публичные приметы наступления скорого мира — те же обмены пленных, строительство новых переходов через линию пересечения в Луганской области под Счастьем и Золотым (у ЛНР с Украиной сейчас просто период негласного сотрудничества), возможно скоро договорятся о разводе войск на каком-то участке под Мариуполем…
Но отказа от Минских соглашений от Киева ждать не стоит, несмотря на многочисленные угрожающие намеки на некий «План Б» по отгораживанию от «оккупированной» части Донбасса. Тут все понимают, что снаряды пролетают над любыми «оградами» — просто так повернуться спиной и забыть о существовании самопровозглашенных республик не получится. Пахнет опять тупиком.
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/07/11/chto-proiskhodit-s-minskim-peregovornym-processom-ne-ponimayut-dazhe-v-kieve.html