Глава ДНР Денис Пушилин перевел в положение боевой готовности всю систему госуправления. Накануне в полную боевую готовность привели Народную милицию ДНР и ЛНР. Глава Луганской республики Леонид Пасечник в связи с этим заявил, что украинская армия регулярно обстреливает объекты инфраструктуры, что, в конце концов, вынудит Луганск отодвинуть линию фронта. Что происходит на Донбассе, нам рассказал представитель ЛНР на переговорах в минской Контактной группе Родион Мирошник:
— Текущая ситуация абсолютно точно спровоцирована украинской стороной. Во-первых, специальная мониторинговая миссия ОБСЕ подтвердила, что с начала мая со стороны ДНР и ЛНР пострадали 16 человек. За это время украинская сторона многократно обстреливала наши инфраструктурные объекты. Под ударом оказались линии электропередач, водонасосная станция, газовые магистрали и так далее. Все это делается абсолютно осознанно — с целью ухудшить условия жизни в ДНР и ЛНР. Параллельно с этим мы ведем переговоры по дополнительному обеспечению режима прекращения огня.
Формально с 21 июля 2019 года у нас существует договоренность о режиме прекращения огня. Украинская сторона несколько раз публично заявляла о своей приверженности этому договору, но не выполняла его даже несколько часов.
При этом, когда были предложены конкретные меры по обеспечению стабильного перемирия, Украина, и это подтвердили украинские СМИ, отказалась брать на себя обязательства по отказу от ведения наступательных операций, по отказу от диверсионной деятельности и снайперских обстрелов. Все это доводит перемирие до полного абсурда.
В связи с этим действия ЛНР и ДНР выглядят предельно адекватными. Естественно, Донецк и Луганск не собираются выполнять условия по прекращению огня в одностороннем порядке. Плюс к этому, даже на тех участках, где ранее войска и вооружение уже были разведены, сегодня появляется украинская техника. То есть нарушаются даже те соглашения, которые были достигнуты ранее.
— С чем это может быть связано? В начале президентского срока Владимир Зеленский принимал активное участие в урегулировании конфликта на Донбассе, в том числе добивался обмены пленными и разводил войска, а теперь ситуация зеркальная…
— Разведение войск осенью 2019 года стало результатом усилий не только Зеленского. Соглашение было подписано еще в сентябре 2016 года. А он, похоже, шел на уступки ДНР и ЛНР только потому, что ему нужно было принять участие в саммите «нормандского формата». Без реального прогресса сделать это было бы невозможно.
Что касается его предвыборных обещаний по Донбассу, то за год правления из 10 пунктов он выполнил только полтора. В частности, ничего не сделано по дополнительным участкам разведения, по дополнительным мерам соблюдения режима прекращения огня, по противоминной деятельности, по открытию перехода…
Были два обмена пленными, но и там украинская сторона не выполнила все свои обязательства. Во-первых, отпущены не все пленные. Во-вторых, не была проведена процессуальная очистка освобожденных. Значительная часть людей, которых нам передали, находятся в розыске на территории Украины.
Плюс к этому нельзя исключать, что есть условный заказ извне, который не направлен на стабилизацию ситуации на Донбассе. В частности, Зеленский открыто заявляет, что им нужно сохранение санкций против России, а не урегулирование конфликта или выстраивание системы сосуществования.
— На своей пресс-конференции, посвященной первому году правления, Зеленский заявил, что дает себе еще пару месяцев на выполнение минских соглашений, а затем будет план «Б» и «С». Что это за план такой?
— Есть подозрение, что как такого плана «Б» не существует, или он есть, но не в том виде, чтобы его можно было оценить со стороны мирового сообщества, ДНР и ЛНР.
Скорее, это некий формат угроз, в котором Зеленский противоречит сам себе. С одной стороны, он говорит о необходимости держаться за Минский процесс, а с другой, все эти параллельные планы предполагают выход из Минских соглашений. К сожалению, Зеленский не относится к тем людям, которые тщательно следят за тем, что они говорят. Поэтому он довольно часто позволяет себе откровенные манипуляции.
— Мы можем ожидать, что через два месяца произойдет явный срыв Минских соглашений со стороны Киева, что приведет к эскалации конфликта?
— В данный момент Украина уходит от подписания любых документов в рамках Контактной группы. Больше двух месяцев Киев избегает каких-либо обязательств со своей стороны. Никакого желания урегулировать кризис не видно.
Что касается вооруженного конфликта, то мы никогда от него не сбегали, но всегда стремились к миру. В частности, главы ДНР и ЛНР открыто заявили, что будут адекватно отвечать на украинские провокации. К сожалению, в последнее время нам часто приходилось терпеть их выходки, стремясь демонстрировать свою приверженность Минским соглашениям. Больше такого не будет. Причем, как только мы заявили об этом, активность украинской армии сократилась. Видимо, Украина взяла паузу, чтобы обдумать дальнейшее поведение.
— Недавно Зеленский обновил украинское представительство в Контактной группе, в связи с чем многие надеялись, что члены правительства Украины и главы комитетов Верховной рады будут более конструктивны, чем их предшественники. Но получилось даже хуже, чем было раньше. С чем это связано?
— Прежде всего, в формате ведения переговоров крайне важно не то, кто сидит перед тобой за столом, а то, с какой задачей он там появился. Зеленский сменил людей, но задачи, стоящие перед ними, остались прежними. В такой ситуации крайне наивно рассчитывать на перемены.
Совершенно ясно, что новые лица были нужны не для изменения подходов к урегулированию конфликта, а для демонстрации Западу имитации процесса. Причем Зеленский снял ответственность за Донбасс с себя и размазал ее между целым списком новых лиц.
Помимо этого, Украина сконцентрировалась не на достижении процесса, а на том, кто в рамках Контактной группы должен оппонировать Киеву. До сих пор в переговорах всегда заседали представители ДР и ЛНР. В частности, так было с 23 июня 2014 года.
Теперь Украина пытается для виртуализации процесса предложить вместо наших представителей людей, которые находятся на украинской территории. Если для Киева это не звучит абсурдно, он, конечно, может обсуждать с ними обмен пленными, обстрелы и так далее. Но с точки зрения ДНР и ЛНР – это полное отсутствие желания выполнить взятые на себя обещания.
— То есть переговорная позиция Украины стала еще хуже, чем была при Петре Порошенко?
— Да. Например, с мая 2018 по май 2019 годов на Донбассе были ранены 55 человек, 4 погибших. За первый год правления Зеленского на Донбассе уже 100 раненых. Это главный итог президента -миротворца.
— С чем это связано? Это целенаправленная работа Киева или тех, кто за ним стоит, или неумение Зеленского работать с собственными силовиками?
— Оба фактора имеют значение. Во-первых, есть внешние силы, которые заинтересованы в сохранении конфликта на Донбассе, который используется для санкционного давления на Москву и оправдания антироссийских действий в целом. Во-вторых, внутри Украины есть политические силы, которые ратуют за радикальное решение конфликта и поддерживают то состояние страны, в котором она находится последние 6 лет.
Очень многие встроились в парадигму войну, нашли себя в финансовых потоках, оправдывают за счет войны свои преступления. Радикалы просто не представляют, как они могут жить без войны на Донбассе, они не мыслят себе ситуацию, в которой украинское государство вновь получит монополию на насилие. А Зеленский просто боится радикалов и традиционно пасует перед ними.
Читайте материал «Стрелков ответил Бородаю: «Он развлекался, я воевал»
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/05/22/dnr-i-lnr-obyavili-boegotovnost-khuzhe-chem-pri-poroshenko.html