Немногим больше месяца прошло с момента введения режима самоизоляции, лишившего нас привычного ритма жизни и круга общения. Почти все воспринимают случившееся как тяжёлое испытание. Люди маются в четырёх стенах, с нетерпением ждут снятия ограничений. Но могут ли эти трудности пойти нам на пользу? Доктор психологических наук, профессор Высшей школы экономики Владимир Серкин, много лет изучавший опыт отшельников, живущих в тайге, рассказал, чему мы за это время могли научиться, сами того не ожидая.
— Для неподготовленного человека такая неожиданная изоляция, в которой мы вдруг все оказались – это вызов, вызов самоорганизации. Что это такое, объясню на простом примере. Уверен, многие помнят неожиданные проблемы, возникающие при переходе из школы в вуз. Вдруг очень способные ученики начинают «не успевать» и даже вылетают в первый год обучения. Происходит это не из-за разницы в уровне требований в школе и в вузе, а из-за того, что в вузе как таковых требований вроде бы нет. В школе задания и контроль их исполнения происходит каждый день, а в вузе раз в полгода. И если ученик не смог сам организовать свой распорядок-контроль учёбы, у него возникают большие трудности.
Сейчас с людьми, оказавшимися в изоляции возникла очень похожая ситуация. Ведь как была построена жизнь работающего человека до карантина? Многие привыкли к определённым ритуалам. С утра умылись, позавтракали и поехали на работу. На работе на каждого возложены определённые обязанности, и все должны их выполнять. После работы дома бытовые обязанности, занятия с детьми и сон. С утра всё заново. А в выходные можно расслабиться и ничего не делать. Но вот мы попали в ситуацию карантина, в которой сразу пропала эта привычная внешняя организация нашей жизни. Первые два-три дня были как выходные. Потом пару недель люди занимались своими отложенными делами. А дальше всё, никто ничего не требует, и можно ничего не делать. И вот ты встаёшь утром и должен самоорганизовывать себя сам. С непривычки это очень непросто. Но именно так человек и взрослеет. Чем взрослее человек, тем лучше у него способность к самоорганизации.
— То есть нам неожиданно дали возможность повзрослеть?
— Именно так. Когда ты ребёнок, тебя организует кто-то другой извне, когда ты взрослый, ты организуешь сам себя. Вот уже прошёл месяц, но многие люди так и не могут вырастить эту самоорганизацию. Месяца, как ни странно, для этого мало. Многие знакомые жалуются, что начали превращаться в «психологических медуз», постоянно говорят: «Не могу больше, скорей бы на работу». Им нужно помочь.
— Как помочь тем, кто не справился сам? И успеют ли они «вырастить» эту самоорганизацию?
— Карантин пока не сняли, так что время есть. Совет простой и на первый взгляд занудный – надо поставить себе цели и составить график, расписание. Скажем на неделю. И всё это записать. Можно на компьютере или в телефоне, но намного лучше ручкой на бумаге. И важно не просто составить себе график работы и успокоиться, а чётко его выполнять. И в него надо включать не только питание, физические упражнения, работу и домашние дела, но и отдых, творчество, какие-то ранее недостигнутые цели. Составить такой график самому, помочь сделать тоже самое детям. И всем его выполнять. Понятно, что на сто процентов это сделать не получится, но хотя бы процентов на семьдесят. И взросление не зависит от возраста. Даже 50-60-летний человек, попав в нынешнюю ситуацию может достойно принять этот вызов и научиться переходить с внешнего контроля на внутренний.
— Но ведь на деле приходится делать над собой очень большое волевое усилие. А где взять столько силы воли?
— На самом деле для выполнения работы не требуется одно большое волевое усилие. Нужно несколько небольших. Первое – только для того, чтобы начать и проработать, скажем, минут пять. Потом включаешься, и некоторое время работа идёт сама. После цикл повторяется. Например, для того, чтобы качественно поработать три часа, надо не все три часа напрягать волю, а скажем, всего три раза по пять-десять минут. Важно это понимать. К тому же для любого дела всегда находится подходящий момент. Когда вдруг захотел или просто подумал что-то сделать. Очень важно его не пропустить.
— Вы советуете составить график себе, помочь ребёнку. Но многие люди так устали сидеть все вместе, что без конфликтов и общаться уже не могут. Что с этим делать?
— Эта проблема хорошо знакома людям профессий, требующих длительной изоляции от общества. Есть даже термин «экспедиционное бешенство». Это описано много раз в литературе о жизни на полярных станциях, в геологических экспедициях. Когда люди слишком долго находятся в замкнутом общении, они начинают друг друга раздражать, начинаются конфликты, ругань. В более суровых ситуациях появляется физическое воздействие. Яркий пример тому — момент в фильме «Как я провел этим летом», когда полярник показывает молодому человеку дырки от пуль на потолке. Это всё результат «экспедиционного бешенства». Сейчас в условиях карантина в городских квартирах ситуация похожая, но есть и отличия. С одной стороны, нам дома намного проще – есть телевизор, интернет, они берут на себя часть нагрузки. А с другой стороны, сложнее – люди замкнуты в небольшом пространстве. Как в космическом корабле или подводной лодке. Но только там люди, прошедшие специальную подготовку, а здесь нет. Люди заново учатся делить знакомое жилое пространство. Давайте даже говорить про пространство-время. Делить их приходится как одно целое. Простой и самый жизненный пример – один компьютер в семье из трёх человек. И у всех троих вдруг возникли новые потребности. Ребёнку надо посещать уроки онлайн, папа и мама работают «на удалёнке» и регулярно проводят совещания.
— И как в таких случаях договариваться?
— Во-первых, разумеется, быть более терпимыми и предупредительными друг к другу, чем раньше. Необходимо помнить, что трудно сейчас не только вам, но и остальным. А дальше просто разделить время использования рабочего инструмента. Но если работу на компьютере можно расписать по часам, делить саму квартиру намного сложнее. Этому тоже приходится учиться заново. Даже в маленькой квартире можно выделить зоны для общения друг с другом и личные для каждого. Пусть даже крохотные. И стараться их не нарушать. А также время для общения и время, когда каждый «сам по себе». Все эти навыки пригодятся и потом, когда карантин снимут. С тем же компьютером будет проще разбираться. Например, ребёнок, который до этого всю субботу сидел перед ним, теперь будет готов к тому, что инструмент может понадобиться кому-то ещё, и его надо освободить. Будет меньше конфликтов.
— Получается, что самоизоляция пойдёт всем только на благо?
— Я бы так не сказал. Человеку необходимо гулять, отсутствие прогулок – это гипоксия, отсутствие вентиляции лёгких. К тому же во время прогулок в солнечную погоду организм активно вырабатывает важный для нашего иммунитета витамин D.
— Что же делать? Ведь выходить из квартир всё так же настоятельно не рекомендуют.
— Выполнять физические упражнения. Каждый день. Начинать надо, конечно, аккуратно, «без фанатизма», соблюдать элементарную технику безопасности. Если вы не спортсмен, тренироваться с маленькими весами (1-2 килограмма), небольшим количеством повторений, но каждый день увеличивать нагрузку. Делать упражнения, повторять по многу раз – пятьдесят, сто, если получается. Некоторые упражнения можно делать даже сидя в кресле перед телевизором. Главное – увеличивать количество постепенно. Отжиматься, приседать, делать любые базовые упражнения. Это хоть как-то компенсирует отсутствие привычной нагрузки, нужно «гонять кровь» в буквальном смысле. Иммунитет без нагрузки «сыпется» у всех! И у детей, и у взрослых. А в нынешней ситуации хороший иммунитет нужнее всего. Поэтому необходимо в свой график включить физическую нагрузку.
— А если человек всё же за это время так ничему и не научился: ни самоорганизовываться, ни договариваться с близкими?
— Тогда ему можно только пожелать без больших потерь дожить до конца карантина. Но на самом деле такого чистого «нет» не будет почти ни у кого. Как-то ведь этот месяц люди прожили, значит, чему-то всё-таки научились. Конечно, в таких ситуациях неизбежны конфликты, неудачные попытки, даже серьёзные проблемы. Но в результате этого карантина всё равно многие окажутся более организованными, научившимися чуть лучше общаться друг с другом. А значит, немного повзрослеют.
Читайте также: Эксперты объяснили, чем опасно обучение детей на дому
Источник: https://www.mk.ru/social/2020/05/04/ekspert-rasskazal-chemu-karantin-nauchil-lyudey-samoorganizaciya-i-terpimost.html