Многоточие как художественный стиль
Главным итогом деятельности художника Никиты Алексеева стала радикальная стилистическая трансформация, агрессивный художественный стиль. Однако его сегодняшние работы больше напоминают автобиографический дневник. Визуализация мыслей, переживаний и взглядов на мир увидела совершенно новое отражение в картинах этого художника, представленных на выставке «Многоточие».
Встречает зрителя серия картин, которая называется «Диалектические рисунки». На каждом полотне изображены подвешенные на ниточке ветки, коряги и сучки на фоне голубого или белого неба и синих гор. Внизу каждой картинки неизменно присутствуют слова: «Pourquoi? — Parce que. — Et alors?» («Почему? — Потому что. — Ну и что?»). В заметке сбоку художник поясняет, почему он выбрал именно французские слова: «Язык Гегеля, придумавшего диалектическую триаду и спираль, я не знаю, а русское «ну и что?» сильно уступает вопросительно-утвердительной энергии французского».Вообще заметка-пояснение от самого художника прилагается к каждой картине (или серии картин), представленной на выставке. В таких заметках Алексеев рассказывает об истории написания работы, углубляется в воспоминания о детстве, объясняет изюминку картины. Например, изображения палок Алексеев соотносит с мнением Блеза Паскаля о том, что «человек — это мыслящий тростник».
Но основная выставка все-таки начинается чуть дальше, с «многоточия». В одном из пояснений Алексеев указывает, что его давно интересует Жорж Сёра, однако стиль самого Алексеева Сёра бы «не одобрил».
— Никита Алексеев — это художник-интеллектуал, который на протяжении всего своего творчества обращается к разным культурным слоям, — делится с «МК» куратор выставки Анна Зайцева, — у него, например, есть замечательная серия, которая создавалась в диалоге с творчеством Магритта. Творчество Сёра он использовал как некий отправной пункт, применяя технику, которая была изобретена Сёра, для решения своих задач, и в творчестве Алексеева она приобретает другие смыслы и превращается в практику сродни медитативной.
На каждой картине с «тюканьем точек», которое не одобрил бы Сёра, приписано количество этих самых точек или время, затраченное на создание работы. «12 дней» — это иллюстрация одного дня в каждом месяце. Если хорошенько присмотреться, можно заметить, что лист целиком усеян точками. Буйство красок и разноцветных крошечных кругов моментально дает понять, какой из «дней» перед вами изображен. Внизу каждой работы из этой серии Алексеев приписал количество секунд, за которое рисовалась картина, а также месяц, изображенный на ней.
Никита Алексеев не позиционирует себя как формалист или концептуалист. «Я — дятел», — признается он в одной из заметок-пояснений. Его стиль — это способ создать визуальный дневник, автобиографию, в которой главную роль будут исполнять не слова, а разноцветные точки.
Корпоративный попечитель МАММ — «Норникель».