Что происходило с главным художественным учебным заведением за 260 лет
Академия художеств за 260 лет существования пережила историю великую. У человека, знающего подноготную главной художественной альма-матер страны, никогда не повернется язык назвать ее заведением «формальным, ненужным или нуждающимся в сокращении бюджета или площадей». Что пережила академия при царях, вождях и секретарях; какой досталась нынешнему президенту Зурабу Церетели; как он ее возродил и сделал живым, профессиональным и нестареющим организмом — в материале «МК».
фото: mr7.ru
Цари вершат историю
1724. Петр I подписывает указ об основании Академии, в которой учат «языкам, прочим наукам и знатным художествам». Исполнение завета государя приводит к появлению художественного отделения в составе новоучреждённой Академии наук. Однако структура получается не очень жизнеспособная: ученые мужи постоянно конфликтуют со служителями муз и, говоря откровенно, оных «затирают».
1757. Попытки разделить две эти сферы долго не удаются, пока за дело не берется меценат, куратор Московского университета Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добивается учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под «знатнейшими» подразумевается живопись, ваяние и зодчество.
1758. Первый набор учеников. Из воспитанников гимназии при Московском университете отбирают 16 человек. Остальных находят в Петербурге, в основном «из солдатских детей». Академия первое время формально причисляется к Московскому университету, но на деле это был сугубо петербургский сюжет. За отсутствием казенных помещений занятия проходят прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже заграничных преподавателей он поначалу приглашает на собственные деньги.
1764. Первый аукцион ученических работ. Вырученные деньги направляют на нужды Академии, в частности на устройство небольшого театра, в котором «по желанию их» могли бы играть питомцы Академии «для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки, причиняющей угрюмость, и для недопущения их до самых недозволяемых шалостей». На Васильевском острове начинается строительство величественного здания в духе классицизма по проекту Валлен-Деламота и Кокоринова.
1800-1811. Время президенства графа Александра Строганова называют «золотым веком» классицистической Академии. В его дворце на Невском проспекте академисты копируют шедевры живописи. Из собственных средств он помогает ученикам.
Конец 1850-х — начало 1860-х годов. В Академию тянутся со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Репин пишет, что среди них «были и полуобразованные мещане, и совсем невежественные крестьяне, и люди с университетским образованием, но все шли и несли свои идеи».
1863. 9 ноября. «Бунт четырнадцати» выпускников во главе с Крамским. Совет профессоров отвергает их просьбу разрешить самостоятельно выбрать темы для конкурсных работ на Большую золотую медаль. Молодые люди отказываются от конкурса, и получают только звания классных художников второй степени – менее престижное, чем полагается победителям.
1867. Академия организовывает Художественный отдел на Всемирной выставке в Париже. Произведения отбираются в дворцовых, академических собраниях и в коллекции Павла Третьякова. В Париже выступают ведущие современные художники, в том числе Ге и Перов. Впоследствии Академия организовывает Художественные отделы на Всемирных и Международных выставках (в Лондоне — 1872 г., Вене — 1873 г., Париже — 1878 г., и т.д.).
1872. При Академии создаются «Бесплатные воскресные классы рисования для народа». В 1879-м они преобразовываются в «Педагогические курсы для приготовления учителей рисования с нормальною рисовальною школою и музеем учебных пособий».
1893. 15 октября. Александр III распоряжается «переменить всё… передвижников позвать». От Академии отрывают подразделение, которое именуют Высшим художественным училище, где завершают учебу люди, получившие начальное образование в многочисленных художественных училищах, школах, студиях и т.п. Создаются персональные мастерские, руководить которыми приглашают Репина, Куинджи, Шишкина, Маковского и др.
1898. 19 марта. Александр III открывает Русский музей, в формировании фондов которого активно участвует Академия. Из Академического музея передаются знаменитые произведения русской живописи XVIII-середины XIX веков, в том числе Брюллова, Венецианова, Кипренского. Хранителями музея назначаются лица академического звания. Академия контролирует состав коллекции, закупку и дары.
Революция во всём
1905. 3 февраля. После «Кровавого воскресенья» студенты Академии в знак протеста прекращают занятия. В середине февраля Поленов и Серов обращаются к вице-президенту Ивану Толстому с протестом против убийства беззащитных людей солдатами, над которыми «высшее руководство» имел президент Академии, князь Владимир Александрович. В марте Серов выходит из состава Академии. Под воздействием Октябрьской политической стачки Академию накатывают митинги студентов.
1907. Ноябрь. Репин официально покидает должность профессора-руководителя мастерской.
1914-1917. В годы Первой мировой войны Академия продолжает работать, в том числе занимаясь вопросами охраны памятников.
1918. Академию упраздняют как «старорежимную» институцию. Правда, на фундаменте тут же прорастают Петроградские государственные художественно-учебные мастерские «при воссозданной Академии художеств» — там преподает, в частности, Петров-Водкин.
1947. Всероссийскую академию художеств преобразовывают в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Особняк принадлежал предпринимателя и меценату Ивану Морозову. До революции он хранит здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог). Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестраивает интерьеры здания. В 1918-м собрание Морозова национализируют, а в особняке открывают Музей нового западного искусства. Почти через 30 лет музей расформировывают, часть его коллекции передают в ГМИИ им. Пушкина, остальное – в Русский музей. Здание достается Академии, где открывают еще и ее музей. В собрание — классическое мировое искусство: от Рубенса до Делакруа, от Поленова до Салахова.
Вторая половина ХХ века. Руками Академии наносятся удары по неофициальным художникам. Но обвинять Академию в подчинении указаниям советских начальников – в меру наивно. Не подчиниться — значило погубить и свою жизнь, а вместе с ней свое дело; память; возможность найти скрытый путь обхода идеологических запретов, что часто делалось многими художниками.
Чему и как учили
Исторический жанр считается здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание произведений такого рода, раньше следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Все без исключения проходили через рисование гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей с натуры.
Преподавали здесь и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около 15 лет. Выпускники обязаны были доказать свою профессиональную состоятельность выполнением «программы» — собственного опуса на заданную тему.
Однако и после этого их связь с альма-матер не обрывалась. Академия бралась обеспечивать своим питомцам карьерное продвижение и нередко снабжала их государственными заказами. А лучшие из лучших — обладатели золотой медали первого или второго достоинства — направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее — о шести.
Традиция эта не обходилась без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Вспомнить хотя бы Брюллова, который провел в Италии 12 лет и прибыл обратно в Петербург лишь после личного повеления государя Николая Павловича. Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.
Академия сегодня
1997. Как только Президентом Академии избирают Зураба Церетели, немедленно уничтожается односторонность подхода к изобразительному искусству и его идеологизированность. В Академию принимаются представители так называемого неофициального и актуального искусства: Юрий Аввакумов, Андрей Бартенев, Эрик Булатов, Франсиско Инфантэ-Арана, Илья и Эмилия Кабаковы, Александр Пономарев, Оскар Рабин, Айдан Салахова…
1998. В Академии открывается кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Основная ее цель — привлечение внимания к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она постоянно участвует и в международной выставочной деятельности. В 2007-м году 250-летний юбилей Академии внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.
1999. 15 октября. При Академии открывается Московский музей современного искусства (ММСИ) — первый в России государственный выставочный флагман, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Его директором становится Зураб Церетели, а исполнительным – Василий Церетели. Начало музейному собранию кладет личная коллекция Зураба Константиновича, состоящая на тот момент более чем из 2000 работ знаковых художников. Музей располагается на Петровке, в Ермолаевском переулке, на Тверском и Гоголевском бульварах.
Сегодня ММСИ – сердце столичного арт-процесса и Дом художников. Ежегодно музей устраивает около сотни выставок самого разного масштаба — от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и огромных ретроспектив крупных мастеров. Это касается и зарубежного искусства. Чего здесь только ни показывают: от каменной скульптуры Зимбабве XII века и живописи тибетских монахов до гравюр Сальвадора. При музее есть Школа «Свободные мастерские», где за два года можно узнать все о современном искусстве. А в художественной студии «Фантазия» обучают детей с 5 до 12 лет.
Начало 2000-х. Благодаря хлопотам Академии проводятся реконструкция её подразделений: музей Исаака Бродского, музей Коненкова, музей Куинджи, музей Академии художеств (Питер), музей-усадьба Павла Чистякова. Там же беспрерывно начинают проводить десятки выставок современных художников, конференции и мастер-классы. В Академии открываются отделение фото и мультимедийных технологий и отделение новейших художественных течений.
2001. На базе Академии создается «Галерея искусств Зураба Церетели», где демонстрируются все виды изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Достойно показывают художественные сокровища, накопленные Академией за всю ее историю.
2005. После Первой московской международной биеннале современного искусства (ММБСИ) Академия награждает своими старинными медалями ряд кураторов и представителей актуального искусства, сделав еще один шаг к сближению с самыми новаторскими тенденциями современной художественной культуры, что еще десять лет назад было невозможно представить. Позднее параллельная программа ММБСИ уже захватывает и залы Академии.
2009. Здание музея-мастерской Зураба Церетели на Большой Грузинской открывается для публики как филиал ММСИ. Там рассказывают и показывают, как сформировался творческий путь художника, глубоко связанного с древним и современным искусством Грузии и Европы XX века.
2013. На территории одного из выставочных залов Академии – музее-усадьбе Репина «Пенаты» создаются две площадки для игры в крокет. Этой забавой баловались русские дачники ХIХ и ХХ веков, в том числе гости художника.
2016. Переделкинская дача президента Академии превращается в парк скульптуры и отдыха Зураба Церетели. Парк, который одновременно является и творческой лабораторией Мастера.
Секрет непотопляемости Академии от Церетели
— В уникальной школе, — восклицает Зураб Константинович. — Для изобразительного искусства академическая школа — это как таблица умножения, как ноты для музыканта. Какой бы слух ни был, не знаешь нот — не сможешь играть. Так и у нас. Нужно освоить фундамент, а дальше уж строишь свой образ, ищешь себя. Но знания и профессионализм надо иметь.
— Зураб Константинович, какие слова лучше всего сегодня характеризуют понятие «Академия художеств»?
— Школа. Музейный комплекс. Совет мудрецов. Модное место. Такой ее Петр задумал, а Елизавета и Екатерина развили.
— Что сегодня с происходит с художественным образованием России?
— Проблем в художественном образовании много, жизнь меняется и требования у студентов тоже. Нельзя жить по старинке. Кстати, это и по истории Академии художеств видно. Все кризисы, переломы приводили к изменениям, дополнениям, обновлению. Главное — не совершить ошибок и не уничтожить нашу уникальнейшую школу.
Переживаю за то, что от нас ушли вузы! Как можно лишить академию образовательных функций?! 260 лет мы жили вместе: академики, наука и образование. Теперь все отдельно — это губит школу. Педагоги начали уходить из вузов. Пока еще там работают наши академики: почти все руководители мастерских в Репинском и Суриковском институтах — академики, члены-корреспонденты. Это пока, но время идет… связь теряется. Мы не обсуждаем программы, не проводим мастер-классы, не готовим списки по учебной литературе специально для студентов. Ведь наш НИИ при академии должен знать потребности вузов, совместно работать. Для всего этого мы и были одной структурой.
Еще одна огромная проблема — отсутствие мастеров-исполнителей учебного учреждения, которые бы готовили специалистов-исполнителей разного профиля. ФЗО, техникумы, профтехучилища все закрылись. Замечательные были мастера — и по мозаике, и по скульптуре, и по театральным декорациям. Особенно это важно для развития монументального искусства. На общем юбилейном собрании хочу вынести вопрос о создании института исполнительского искусства. Уверен, коллеги меня поддержат!
— За какие заслуги сегодня принимают в академию? Как это происходило раньше?
— В соответствии с уставом, как и раньше, отделения выдвигают, потом общее собрание голосует. Эта мудрость идет от Петра, Елизаветы, Екатерины. В этом мы сохраняем традицию. Академия занимается художниками. Результат нашей работы — многочисленные выставки, конференции, каталоги, научные сборники, мастер-классы известных художников, архитекторов. Это очень важно для поколений.
— Сколько лет самым молодым академикам? Сколько их вообще?
— Для меня все академики молодые. Я считаю себя молодым академиком! Вообще у нас разный возраст академиков — от 30 до 90, и все талантливые, яркие личности. Молодых уже много, они — будущее академии. Но учтите, у искусства нет возраста.
— Главная причина, по которой молодые люди должны прийти в академию?
— Чтобы увидеть, как работают мастера современного изобразительного искусства разных регионов России и мира. Посмотреть профессиональное искусство.
— Как незнатоку отличить профессиональное искусство от дилетантского, великое от сиюминутного? Что советует академия?
— Так же, как незнатоку отличить великое научное открытие от шарлатанства. Можно сказать: ерунда, раз я не понимаю, значит, это плохо. Надо обращаться к специалистам — искусствоведам. Они всю жизнь занимаются тем, что изучают искусство и рассказывают о нем зрителю, объясняют, как его понимать и ценить.
— Представьте, что вас попросили сделать памятник Академии художеств. Какой образ видите?
— Вижу большую открытую книгу, в которой слова из знаменитых указов о создании академии. Мудрость, которая вошла в указы Петра, Екатерины, и 1947 год, когда после уничтожения в 1917 году Академию художеств воссоздали.