Песня о кречете

Среди огромной разновидности птиц в природе особое место занимает отряд соколиных. Всем известно, что без соколиной охоты не мыслили «нести свой тяжкий крест» русские и французские монархи. Правда, после революций и там, и сям эта царская забава канула в прошлое.

Но без соколиной охоты по-прежнему не мыслят свою жизнь арабские шейхи — нефтяные магнаты. Они готовы платить огромные деньги за таких птиц. Только чтобы все было по-честному: официально, прозрачно, с соблюдением всех международных норм.

Но вот беда: этот рынок наводнен браконьерами всех мастей. Которые незаконно отлавливают соколов и потайными тропами (в антисанитарных условиях) везут их на Ближний Восток.

К сожалению, эти потайные тропы подчас начинаются в России…

Какова общая ситуация с популяцией семейства соколиных в нашей стране? И что необходимо предпринять, чтобы поставить надежный барьер перед браконьерами?

Вначале несколько цифр. Ежегодная потребность только Объединенных Арабских Эмиратов (без учета других заинтересованных стран) в импорте птиц семейства соколиных оценивается в пределах 2,5 тыс. особей в год.

В зарубежных научных кругах отмечают, что общая численность кречетов, выловленных и незаконно переправленных с Дальнего Востока России только в ОАЭ, превышает тысячу особей ежегодно. Почти половина! Известно, что самые популярные соколы (кречеты) живут на Камчатке: белые, крупные, они-то и представляют наибольшую ценность как охотничьи птицы. В Эмиратах этот сокол показал себя с лучшей стороны. Вот почему вместе с потребностью в этих птицах растет и незаконный их промысел.

Более того, методы и способы контрабанды очень тяжело переносятся соколами, от 10 до 50% погибают в ходе транспортировки.

Неудивительно, что, по оценкам Министерства природных ресурсов и экологии РФ, за последние 30 лет в нашей стране фиксируется резкое сокращение популяции птиц семейства соколиных.

Если в начале 90-х их общая численность на Чукотке и Камчатке оценивалась в 1100–1500 пар, то сегодня мы вообще не имеем на сей счет точных данных. По некоторым оценкам, к 2015 году она упала втрое…

ХХХ

Чтобы противостоять угрозам биоразнообразию на планете, мер так называемой пассивной охраны природы уже недостаточно. Мы знаем, как несколько лет назад Президент России Владимир Путин взял под свою опеку амурских тигров и дальневосточных леопардов, которые также рисковали исчезнуть с лица Земли. В 2011 г. он на дельтаплане летал на Ямале со стаей стерхов — больших белых журавлей, которых в природе тоже осталось не очень много. Акции ВВП не прошли незамеченными. В России появились программы сохранения и восстановления численности редких пород животных и птиц. И большей частью они успешно выполняются.

На сегодняшний день в России действует программа «Сохранение популяций кречета Северо-Востока Азии». В питомниках создают вольерную популяцию кречета из птенцов и яиц, взятых из гнезд в природе. Птицы адаптированы к искусственным условиям содержания и размножению в неволе, но в дикой природе не смогут жить самостоятельно. Если выпустить их на волю, то они погибнут в конфликтах с другими хищными птицами и даже воронами.

Однако в других странах существует множество проектов разведения соколов. Стоит обратиться к уникальному опыту Кыргызского соколиного центра “Мурас”, который расположен на берегу озера Иссык-Куль и предназначен для разведения крупных соколов: кречета, сапсана и балобана. Этот соколиный центр является совместным российско-киргизским предприятием. Создание аналогичного питомника для кречета на Камчатке может подорвать экономическую базу нелегального вылова и контрабанды кречетов из России. Нельзя сказать, что проблема нелегальной торговли редким видом птиц пущена у нас на самотек – разумеется, с браконьерами борются всеми доступными способами. В рамках официальных контрактов между странами теневой рынок просто невозможен. Зарубежные партнеры (особенно учитывая их статусность) не будут пользоваться контрафактом.

Поэтому в питомнике «паспорт» на каждого птенца заводится с рождения. Уже в 30 дней от роду кречеты получают свое кольцо на лапку и чип, которые невозможно снять. Именно эти два артефакта являются «удостоверением» легального происхождения птицы.

фото: Денис Трудников

Регулирование самого оборота соколов между сторонами идет в рамках Конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (CITES). Участниками Конвенции являются 169 государств, в том числе Российская Федерация. Нужно ли говорить, что контрабандный вывоз соколов подрывает авторитет и репутацию России в международных природоохранных организация?!

«С Объединенными Арабскими Эмиратами мы приступаем к проекту восстановления популяции сокола, начинаем с Камчатки. Проект очень интересный и серьезный. В будущем мы планируем открыть около 5 центров по восстановлению сокола», – говорил на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин.

Сегодня вопрос практически решен. Выбрана площадка в Мильковском районе на Камчатке, готовится экспертиза, предпроектная документация. К строительству соколиного центра «Камчатка» планируется приступить в декабре 2019 г. В сентябре 2021 года планируется сюда завезти 100 пар птиц и уже через год получить первое потомство – 200 пар птенцов.

ХХХ

«В России Соколиный центр такого масштаба будет строиться впервые и с использованием современных технологий, которые нам предоставляют дубайские партнеры. Многие технологии у них уже существуют более 20 лет. Мы добились хороших результатов по соколу-кречету в Киргизии, теперь хотим перенести этот опыт в Россию», – резюмирует генеральный директор международного соколиного питомника «Камчатка» Шухрат Разаков.

По плану, общая площадь Русского соколиного центра составляет около 40 тысяч квадратных метра, запланированы территории для тренировки соколов, перепелиная ферма (кормовая база для соколов), вольеры для молодняка, многофункциональный орнитологический корпус, гостиница для посетителей.   

В каждом вольере будет содержаться по паре соколов с условиями для их гнездования, а в гнездах расположены камеры, через которые ведется видеонаблюдение.

В Центре будет расположен госпиталь, оснащенный новейшим оборудованием для обследования и лечения соколов (от оборудования для анализа крови, до УЗИ, модуля компьютерной томографии для птиц и эндоскопа). Предусмотрен учебный центр для студентов.

По оценкам петербургских ученых, доход от реализации программы «Сокол» составит от 5 до 7,5 млн долларов США в год. Эти средства пойдут и в федеральный бюджет, и на развитие территории.

Но откуда орнитологи возьмут средства для создания такого объекта? Активное содействие в восстановлении популяции редкого вида соколов в России стремится оказывать правительство ОАЭ. Представители Эмиратов неоднократно выражали заинтересованность в выработке совместных мер по сохранению соколиных и предотвращению нелегальной добычи и контрабанды птиц ловчих пород. В этих целях между Минприроды России и Центром по разведению и сохранению птиц ОАЭ (г. Дубаи) в 2013 году заключен меморандум о взаимопонимании в области сохранения биоразнообразия. Соглашение направлено на создание сети соколиных питомников в регионах ареала кречета на Дальнем Востоке России.

Кроме получения дохода от реализации птицы, новый питомник позволит сформировать условия для развития экотуризма в крае. И, что немаловажно, подготовить первую команду России для участия в чемпионате мира по соколиной охоте.

Как отмечают в арабских дипломатических кругах, открытие Соколиного центра на Камчатке под патронажем ОАЭ вызовет всплеск интереса к созданию аналогичных учреждений со стороны руководства других монархий Персидского залива. Появятся условия для развития сети питомников ловчих птиц на Дальнем Востоке России. Среди предполагаемых регионов размещения соколиных центров – Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/09/18/pesnya-o-krechete.html

Автор записи: K_O_S