Фото: Vincent Mundy / Bloomberg
Программа инфраструктурного строительства китайского правительства «Один пояс, один путь» создаст дополнительный спрос на сталь в мире в 40 млн т в год, оценил глава аналитического подразделения Альфа-банка Борис Красноженов.
По неофициальным данным, строительство нового Шелкового пути приведет к увеличению спроса на сталь на 5% в год, или на 20% к 2020 году, говорится в аналитическом отчете банка.
Основным бенефициаром этой программы среди российских металлургов станет Evraz, крупнейший поставщик стали в России для инфраструктурных проектов и крупнейший производитель рельсов, полагает Красноженов.
Компания Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова, в частности, сможет поставлять рельсы для проекта РЖД по строительству высокоскоростной железной дороги Москва — Казань, которую могут продлить до Пекина в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Представитель Evraz отказался от комментариев. В НЛМК, ММК и «Северстали» также отказались комментировать спрос на сталь в связи с китайской программой.
Об инициативе «Один пояс, один путь», призванной создать единый евро-азиатский транспортный коридор, впервые объявил председатель КНР Си Цзиньпинь осенью 2013 года. На прошлой неделе она была включена в устав китайской компартии.
Си Цзиньпин провозгласил 14 принципов «социализма с китайской спецификой»
Политика
Предполагается, что маршрут северного коридора нового Шелкового пути пройдет через Казахстан и Россию, Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию. Центральный коридор призван соединить порты на востоке Китая с Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном, Турцией, а затем проложить дорогу через Балканский полуостров к портам Франции. Южная ветвь пройдет через Бангладеш, Индию и Пакистан.
Крупнейшая мировая горнодобывающая компания BHP Billiton в сентябре 2017 года оценила инвестиции в инфраструктуру этой масштабной программы в $1,3 трлн. Оценка Morgan Stanley в октябрьском отчете по мировому рынку стали — $1,3–1,5 трлн.
BHP отметила, что программа «Один пояс, один путь» по охвату и инвестициям превышает «план Маршалла» (программа послевоенного восстановления Европы) в семь раз. Она включает «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» — эта транспортная сеть свяжет Азию с Европой и Африкой вдоль и за пределами маршрутов древнего Шелкового пути. По оценкам BHP, ее участниками станут 68 стран, а большинство инвестиций придется на Россию.
За девять месяцев 2017 года года Китай, крупнейший потребитель и производитель стали в мире, сократил экспорт этой продукции на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста спроса внутри страны, пишут аналитики Альфа-банка. По прогнозу Worldsteel, в этом году спрос на сталь в КНР вырастет на 12,4% по сравнению с прошлым годом, а в целом в мире — на 7%. Это сказалось на российском стальном секторе: цены возобновили рост впервые с 2013 года и не снижаются, несмотря на конец сезона.
Но с завершением бóльшей части проектов по урбанизации в Китае потенциала для дальнейшей положительной динамики аналитики не видят, говорится в отчете Morgan Stanley, где также отмечается, что программа «Один пояс, один путь» создаст новые источники спроса на сталь.
Автор:
Светлана Бурмистрова.