Отцом-прародителем рубрики «Срочно в номер!» был, конечно же, главный редактор «МК». Но кто именно стоял у истоков рубрики? Как она создавалась? О событиях 30-летней давности вспоминает бывший заместитель ответственного секретаря «МК» Сергей Коробов.
Решил в выходные разгрести завалы накопившейся за долгие годы периодики. Под руку попалась картонная папка с тесемками. Аккуратненькая такая. Может, пригодится? Развязал… Увидел… Защемило. В папке лежало несколько номеров газеты.
Это была подборка последнего проекта «ОКО», который я осуществил в районной «Калининградской правде». Придумал и реализовал: фотографировал, писал, делал макет. Вышло с десяток выпусков.
Тогда же друзья пригласили в «МК» на место заместителя ответственного секретаря. Вот и начал заниматься версткой и организацией работы по выпуску газеты. Надеялся еще писать, как в районке. Но обязанности замответсека требовали столько усилий, что эти мысли пришлось отложить. Зато можно было подрабатывать в «Калининградской правде» со своим детищем, которое я назвал «ОКО».
Но скоро метаться между двумя работами стало сложно. Тогда я решил показать проект «ОКО» в своей редакции «МК».
Первым, кто его оценил, был заместитель редактора Алексей Смыслов. Замечательный парень, умный, начитанный, интеллигентный…
Алексей мельком просмотрел мои газеты. Потом сел и стал внимательно все читать. Закончил. Помолчал. Потом удивленно на меня посмотрел и сказал что-то типа: «Ну это здорово!» В это время в дежурку (так называлась комната, где мы «рисовали» газету) вошел Павел Николаевич Гусев. «Посмотрите, что Сергей в своей районке сделал», — сказал Леша и показал на разложенные номера «ОКО».
Редактор посмотрел, полистал. Ничего не сказал и вышел. Леша собрал газеты и пошел за ним. Через полчаса он вышел из кабинета главного редактора, вернул мне газеты и спросил: «Завтра ты делаешь номер?» — «Да». — «Паша посмотрел. Есть у него сомнения, но сказал, чтобы пробовали. Будем делать новую рубрику».
В этом был весь главный. Что-то он эмоционально принимал, что-то нещадно рубил, но если даже были сомнения по поводу чего-то нового — давал возможность реализовать. Он умел поддержать, если чувствовал в проекте творческое начало или неординарность. Поэтому к нему и шли яркие, увлеченные журналисты. Поэтому и «МК» до сих пор держит марку одной из лучших газет России.
…Прошла неделя или больше. Мы с Алексеем обсудили техническую реализацию проекта: предусмотрели выездную бригаду (журналист, фотограф, водитель), напрягли фотоотдел. Володя Хаханов нарисовал и вырезал плашку — всем известную многоугольную звезду. Дело оставалось за названием. С Ольгой Белан, которая должна была вести следующий номер, и Алексеем устроили «мозговой штурм»: «Свежие новости», «Из номера в номер», «С пылу с жару», «Срочно!»… Пока Ольга — мастер на заголовки! — не выдала «Срочно в номер!» Так и набрали эту фразу стандартным шрифтом.
У меня не сохранился первый номер с рубрикой «Срочно в номер!» В том виде, в каком читатель привык видеть ее на первой полосе, она вышла 17 ноября. А прикидочный вариант выходил дважды на третьей полосе. 15 ноября — просто подборка новостей в верхнем левом углу с наборным заголовком «Срочно в номер!».
Потом 16-го, в четверг, в подвале. В среду я пришел на планерку готовить свой номер, и Алексей попросил сделать нашу рубрику для Артура Гаспаряна с готовой новостной информацией. Я переделал вариант для подвала. Поставили «звезду» тоже с наборным шрифтом. Доводил номер до ума мой сменщик Эмин Базинян.
В четверг я уже нарисовал рубрику на первой полосе. Ольга написала на плашке своим почерком эту фразу «Срочно в номер!», которая много лет красовалась на плашке.
Вот что написано в Википедии об этом детище «МК»:
«Рубрика «Срочно в номер!» — самая популярная рубрика газеты, возникшая в 1989 году. Ошибочно считается правопреемницей рубрики «Из номера в номер».
А вот на сайте «Академик (Словари, энциклопедии)»:
«Рубрика возникла в 1989 году. Ошибочно считается правопреемницей рубрики «Из номера в номер». На самом деле речь о новом способе визуального оформления новостей: в подвале первой полосы (позднее и на других страницах газеты) печатаются горячие новости, набранные болдом и разбитые полиграфическими линейками на небольшие блоки (иногда новость занимает газетную площадь размером в сигаретную пачку)…»
В «Академике» люди, конечно, умные. Но дело не только в «новом способе визуального оформления новостей». Дело, говоря современным языком, в новом тренде подачи новостей, в содержании самих новостей, в их оперативности и значимости. Оформление — дело второе.
Не претендую на лавры создателя рубрики. Я принес в «МК» проект, который коллективно был адаптирован для нашей газеты. Роль редактора, который дал возможность реализовать этот проект в своей газете, неоценима. Так что он тоже автор рубрики «Срочно в номер!»
А сделана рубрика была при удивительной прозорливости и поддержке Алексея Смыслова, с изобретательностью феерической выдумщицы Ольги Белан и вашего покорного слуги. Не хочу этим принизить вклад журналистов. Наоборот, именно благодаря им рубрика приобрела такую популярность и приближается к своему 30-летнему юбилею. Так что она по праву может считаться удачным проектом коллективного творчества не одного поколения творческих сотрудников «Московского комсомольца».
Читайте материал «Женщина-маньяк насилует мужчин»: легенды из «Срочно в номер»
100 лет «МК». Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/social/2019/11/14/kak-rozhdalas-nasha-rubrika-srochno-v-nomer.html