Российские учителя подвержены стрессу вдвое меньше, чем их коллеги из 48 стран, принявших участие в последнем международном опросе TALIS. Об этой сенсационной новости сообщили на днях авторы исследования из Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. Однако порадовала эта информация в нашем отечестве только управленцев. Эксперты говорят о недостаточной защищенности российского учительства и о том, что стресс стал постоянным фактором его жизни, многократно усилившимся с переходом на дистанционку.
Основные источники стресса для учителей всего мира, включая Россию, едины: постоянно меняющиеся требования органов власти в сфере образования, административная нагрузка и чувство ответственности за образовательные результаты школьников. Многие российские учителя также отметили, что не успевают полностью восстанавливать силы в свободное время, а больше половины посетовали, что работа отнимает у них время на личную жизнь.
Но вот что удивительно. В то же время лишь каждый десятый российский учитель сообщил о высоком уровне стресса, а в общей сложности в той или иной степени подверженными стрессу на работе оказались только 18% наших педагогов. А это более чем вдвое меньше, чем среди их коллег из стран ОЭСР!
Как оказалось, российские педагоги больше доверяют своим коллегам и могут рассчитывать на их помощь в случае необходимости. А, главное, спокойнее относятся к решению дисциплинарных вопросов и общению с родителями. Всю эту информацию учителя сообщили сами: исследование основано на данных опроса, и оснований не доверять ему, казалось бы, нет.
Однако столь благостная картина, по мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, могла сложиться из-за разницы того, что мы и организаторы исследования понимаем под стрессом:
— Я вижу наших учителей почти постоянно в стрессовом состоянии. Это проявляется и в отношениях между коллегами, и в отношениях с детьми и родителями, уж не говорю о начальстве. Возможно, дело в том, что именно исследователи понимают под стрессом, или в том, что в других странах учителя острее реагируют на те «мелочи», которые для нас привычны и не вызывают никаких особых эмоций. Самый последний — сегодняшний — пример. Выясняется, что во многих школах учителя спокойно, не задумываясь, подписывают трудовые договоры, в которых сказано, что они в принципе не имеют права рассказывать кому-либо о действиях своих работодателей. Предполагаю, что попытка вписать нечто подобное в договор европейского учителя вызвала бы либо стресс, либо такое активное противодействие, что директорам бы не поздоровилось. А у нас до людей доходит только тогда, когда их уже совсем задавили. Я вижу, что значительная часть российских педагогов живет в стрессовом состоянии постоянно. А сейчас, с введением дистанционного обучения, ситуация усугубилась! — заявил он «МК».
Незащищенность российских учителей тревожит и председателя Всероссийского педсобрания (ВПС), ректора МГУТУ им. Разумовского Валентину Иванову:
— ВПС на протяжении последних шести лет активно выступает за повышение статуса учителя. Назрела необходимость, решать эти вопросы на законодательном уровне! Группа депутатов Госдумы приступила к разработке концепции законопроекта по повышению авторитета учителей, суть которого — не только повысить статус учителя, что в высшей степени важно, но и оградить учителя от пренебрежительного отношения со стороны учеников, а порой и родителей, в том числе путем введения штрафов. Мы приступили к обсуждению готовящегося законопроекта в учительском сообществе, и учителя поддерживали эту законодательную инициативу. Но мы понимаем: одними штрафами ситуацию не изменить. На мой взгляд, нужно еще и разобраться, откуда идет усиление агрессии наших школьников. Во многом, по выводам Всероссийского педагогического собрания, эта ситуация обостряется блогосферой, где можно сказать все что угодно, о каком угодно руководителе. И эта ситуация вседозволенности начинает переходить и в сферу общественных отношений, переходит на личности.
Пандемия коронавируса. Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/social/2020/04/14/mezhdunarodnoe-issledovanie-dokazalo-unikalnuyu-stressoustoychivost-rossiyskikh-uchiteley.html