Всекитайское собрание народных представителей единогласно приняло закон о национальной безопасности Гонконга. Документ уже подписал и председатель КНР Си Цзиньпин. По мнению критиков этого законодательного акта, он может быть использован для подавления существующих правовых процессов и дальнейшего подрыва гражданских и политических свобод на территории специального автономного района.
Хотя о единогласном голосовании в Постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей СМИ Китая сообщали широко, полное содержание нового закона не разглашалось.
Известно, что закон, состоящий из 6 статей и 66 пунктов, предусматривает уголовную ответственность за подрывную деятельность против центрального китайского правительства, терроризм, сепаратизм и вступлении в сговор с иностранными силами с целью поставить под угрозу национальную безопасность.
В комментариях депутатов Всекитайского собрания народных представителей ранее высказывались разные версии того, каким будет наказание за нарушение закона. По одной из них, речь может идти о сроках лишения свободы от трех до 10 лет, по другим – нарушителей могут ждать более суровые наказания.
И действительно, во вторник стало известно, что максимальным наказанием, предусмотренным законом за акты терроризма, связанные с сепаратизмом преступления и подрывающий нацбезопасность сговор с иностранными силами, может быть пожизненное заключение, сообщает гонконгское издание South China Morning Post.
По данным Синьхуа, теперь в Пекине будет создано Управление национальной безопасности, в состав которого для осуществления контроля над местными властями Гонконга в вопросах обеспечения ими правопорядка войдут сотрудники службы безопасности материковой части Китая.
Кроме того, будет сформирована комиссия по национальной безопасности, а ее руководитель будет назначаться в Пекине. При этом сама комиссия также будет действовать под «надзором центрального правительства».
В случае возникновения противоречий принятый сейчас закон получит приоритет над местными правовыми нормами Гонконга.
Глава гонконгской администрации Кэрри Лэм приветствовала принятие документа и заявила, что он вступит в силу после прохождения необходимых процедур.
«В свете возрастающих рисков национальной безопасности, с которыми сталкивается Гонконг, принятие закона о национальной безопасности на национальном уровне было срочным и необходимым для того, чтобы закрыть пробелы в обеспечении национальной безопасности Гонконга», — говорится в заявлении Лэм.
Глава гонконгской администрации также сообщила, что специальные подразделения в полиции Гонконга и Министерстве юстиции будут отвечать за соблюдение законодательства.
По словам политика, после введения в действие закона волнения, которые беспокоили жителей специального административного района (САР) на протяжении почти целого года, будут ослаблены, а стабильность будет восстановлена, что позволит Гонконгу начать все заново – сосредоточиться на экономическом развитии и улучшении условий жизни людей.
Ранее в своем видеообращении к Совету ООН по правам человека Лэм сообщила, что закон «не будет иметь обратного действия», что могло бы создать серьезные проблемы для многих демократических активистов в Гонконге, особенно для тех, кому были предъявлены обвинения в связи с прошлогодними протестными акциями.
В это же время новый документ повергся жесткой критике со стороны оппозиционных законодателей Гонконга, правозащитных групп и политиков по всему миру, причем многие подчеркивали, что он укрепит прямой контроль Пекина над полуавтономной территорией КНР. Более того, существуют опасения, что закон может быть использован против диссидентов, активистов, правозащитников и журналистов.
Активисты уже пообещали провести демонстрацию против закона 1 июля, в 23-ю годовщину передачи находившегося под юрисдикцией Великобритании Гонконга Китайской Народной Республике в 1997 году.
Эта дата стала ежегодным днем протестов в городе, однако впервые с момента передачи власти полиция не дала разрешения гражданам на проведение мирных демонстраций.
Противники закона утверждают, что он знаменует конец принципа «одна страна, две системы», согласно которому Гонконг сохранил ограниченную демократию и гражданские свободы с тех пор, как перешел под контроль Китая. Эти свободы включают в себя право на мирные митинги, свободную прессу и независимую судебную систему.
Однако официальные лица Коммунистической партии Китая и государственные СМИ защищали закон и позиционировали его в качестве важнейшего гаранта безопасности после прошлогодних митингов и 17-летней неспособности правительства Гонконга принять аналогичный документ. Последняя подобная попытка была встречена массовыми протестами в 2003 году.
В своем заявлении на прошлой неделе Кэрри Лэм подчеркнула, что закон обеспечит «долгосрочное процветание и стабильность Гонконга», и что он будет «нацелен только на крайне незначительную часть населения». Глава гонконгской администрации добавила, что предложенный законопроект «соответствует верховенству закона», а также «правам и свободам», которые применимы на полуавтономной территории Китая.
Многие активисты в автономии уже осудили отсутствие прозрачности в законодательстве. Председатель Гонконгской Ассоциации адвокатов, заявил, что секретность закона является «поистине экстраординарной», и призвал правительство четко определить, как будут гарантированы минимальные права граждан.
Китайские СМИ пишут, что сдерживающий эффект Закона о национальной безопасности для Гонконга начал проявляться, когда лидеры гонконгских сепаратистов – Джошуа Вон, Натан Лоу и Агнес Чоу – объявили о своем выходе из оппозиционной группировки Demosisto спустя несколько часов после того, как в Китае законодатели проголосовали за принятие документа.
Выход трех ключевых фигур из оппозиционной группы расценивается, что стремление избежать правовых рисков в свете принятия нового закона.
Основанная в 2016 году организация Demosisto, которую в Пекине считают сепаратистской и действующей в сговоре с внешними силами, объявила о роспуске своей штаб-квартиры в Гонконге. После заявления Demosisto еще одна группа, выступающая за независимость региона, Гонконгский национальный фронт, также объявила, что распускает свой филиал в Гонконге. Однако известно, что оппозиционные группы готовятся продолжать свою деятельность за рубежом.
При этом оппозиционный активист и лидер «Революции зонтиков» в Гонконге 2014 года Джошуа Вон написал у себя в Твиттере, что новый закон «знаменует конец Гонконга, о котором мир знал раньше».
«Гонконг будет продолжать бороться за наши свободы и демократию для следующих поколений, – добавил оппозиционер. – Когда правосудие терпит неудачу, наша борьба продолжается».
Правозащитная группа Amnesty International заявила, что этот закон «представляет собой самую большую угрозу правам человека в новейшей истории автономии».
«Скорость и секретность, с которыми Китай продвигает этот закон, усиливают страх, что Пекин расчетливо создал оружие репрессий, которое будет использоваться против критиков правительства и людей, которые просто выражают свои взгляды или мирно протестуют», — сказал глава команды Amnesty International по Китаю Джошуа Розенцвейг.
Гонконгские события вызвали тревогу и по ту сторону Тайваньского пролива. Президент Тайваня Цай Иньвэнь заявила, что сообщения о принятии Китаем закона о национальной безопасности Гонконга доказывают, что принцип «одна страна, две системы» не заслуживает доверия. Политик подчеркнула, что с 1 июля на острове откроется офис, который будет оказывать гуманитарную помощь гонконгцам.
В понедельник, 29 июня, госсекретарь США Майк Помпео также объявил о прекращении экспорта в Гонконг американской оборонной продукции и секретных технологий двойного назначения.
«Соединенные Штаты вынуждены пойти на этот шаг для защиты национальной безопасности страны, — говорится в заявлении. – Мы больше не можем делать различия между экспортом находящихся под контролем товаров в Гонконг и в материковый Китай. Мы не можем рисковать тем, чтобы эти товары попали в руки Народно-Освободительной Армии».
Это первое действие, которое предприняло американское правительство для того, чтобы разрушить торговые отношения с особым статусом между США и Гонконгом. Причиной для такого решения послужил все тот же закон о нацбезопасности, который, по мнению Вашингтона, нарушает права и свободы района.
Ранее, еще в ноябре прошлого года, президент Трамп подписал закон о поддержке демократии и защите прав человека в Гонконге. Этот документ обязывает Госдепартамент как минимум раз в год представлять Конгрессу доклад о том, сохраняет ли Гонконг достаточную степень автономии. Закон также предусматривает возможность санкций в отношении лиц, нарушающих права человека.
Санкции . Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/06/30/konec-starogo-gonkonga-kakoe-nakazanie-zhdet-narushiteley-prinyatogo-kitaem-zakona.html