Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен потребовала провести публичное расследование стратегии борьбы с коронавирусом в стране. Жертвами эпидемии стали более 5400 шведов, по сравнению с 600 погибшими в Дании, и еще меньшим количеством жертв в соседних Норвегии и Финляндии. В Швеции пятый по высоте показатель смертей от коронавируса в мире на душу населения. Многие связывают это с отсутствием жестких ограничительных мер, а также недостаточно осторожному обращению с людьми в домах престарелых.
Стефан Лёвен распорядился провести публичное расследование того, как страна справляется с коронавирусным кризисом на фоне растущей критики мягкого подхода к ограничениям.
Швеция, в отличие от остальной Скандинавии и большинства других европейских стран, решила не закрывать рестораны, бары, школы и магазины, чтобы бороться с распространением вируса. Результаты оказались плачевными: уровень смертности на душу населения поднялся до пятого места в мире после Бельгии, Великобритании, Испании и Италии, несмотря на то, что страна считается малонаселенной и оснащенной образцовыми больницами.
«Вопрос не в том, изменится ли Швеция в результате этого расследования — вопрос в том, как она изменится», — заявил премьер-министр на пресс-конференции.
Комиссия по расследованию будет иметь полные права на изучение того, как вирус попал в Швецию, как он распространился по стране, какие меры приняло правительство и другие органы власти и как они повлияли на ситуацию.
Критика в Швеции сосредоточена главным образом на количестве погибших среди пожилых жителей домов престарелых, которые составляют большинство смертей от вируса, Также шведы выражают недовольство поздним началом широкого тестирования. «Мы не смогли защитить самых уязвимых, пожилых людей, несмотря на наши самые лучшие намерения», — сказал премьер-министр.
В то же время главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, ставший лицом шведской антивирусной стратегии, считает, что по-прежнему не ясно, эффективны ли тотальные блокировки. Он готов отстаивать идею того, что шведские мягкие меры были достаточно эффективными.
Эпидемиолог уверен, что мудрость стратегии частичных ограничений будет очевидна позднее. «Осенью будет вторая волна. Швеция будет иметь высокий уровень иммунитета, и число случаев, вероятно, станет довольно низким» — уверен Тегнелл. Эксперт рассчитывает на то, что коллективный иммунитет поможет шведам справиться с новой вспышкой эпидемии без крупных потерь.
В то же время с ним не согласны другие ученые. Исследование, опубликованное еще в мае, показало, что лишь у 7,3% жителей Стокгольма, выработались антитела к коронавирусу. Это ставит под сомнение возможность достижения Швецией стадного иммунитета в ближайшем будущем. В таких условиях вторая волна может быть не менее смертоносной, чем первая.
Комиссия представит доклад об уходе за пожилыми людьми в конце ноября, хотя ее окончательные выводы должны быть сделаны только в 2022 году, в преддверии национальных выборов. В зависимости от того, к каким результатам придут ученые, расклад сил перед выборами может измениться. Причем не известно, в чью пользу – на пике кризиса партия Лёвена стала уступать правым «Шведским демократам», но за последние месяцы премьеру удалось вновь заручиться поддержкой народа.
Согласно статистическим данным органов здравоохранения, число подтвержденных случаев COVID-19 в Швеции в четверг, 2 июля, перебралось через отметку в 70 000, а число смертей возросло на 41, достигнув показателя 5411.
Пандемия коронавируса. Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/07/02/ne-smogli-zashhitit-premer-shvecii-potreboval-rassledovat-borbu-s-koronavirusom.html