Президент России Владимир Путин предложил расширить полномочия парламента, чтобы тот смог утверждать не только премьер-министра, но и остальных членов правительства. Причем глава государства будет обязан подчиниться воле депутатов. Правда, при этом Путин подчеркнул, что речь все-таки не идет о парламентской республике. И у президента останется право снимать премьера и отдельных министров за «утрату доверия».
Что это будет, и как отразится на политической системе, «МК» выяснил у экспертов.
Константин Калачев, глава «Политической экспертной группы»:
— Как предложение Путина расширить полномочия парламента повлияют на политическую систему России?
— Во-первых, парламент и правительство должны сотрудничать друг с другом, это совершенно нормальная вещь. В этом смысле предложение Путина дает начало новому выстраиванию их отношений. Прежде всего, стоит ожидать рост известности членов Госдумы, повышение качества их законотворческой деятельности и так далее. В свою очередь правительство тоже начнет лучше готовить законопроекты. Парламент не должен быть декоративным институтом, ему нужно выполнять функцию предохранителя.
Представим себе такую поведенческую ситуацию: преемник решил, что доставшиеся ему в наследство премьер-министр и члены правительства негодные, и он сам найдет себе людей, с которыми хочет работать. Вот тут и заработает система сдержек и противовесов. Кроме того, Путин дает понять, что на определенном этапе России было необходимо ручное управление, а сейчас снова нужно вернуться к развитию политических институтов, включая институт парламентаризма.
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
— Это последний президентский срок Путина. Продлить его полномочия можно только поправками в Конституцию о снятии ограничений на количество сроков, но глава государства предлагает противоположные меры. Его поправки снижают цену вопроса об имени преемника. Нас ожидает эволюция политической системы от суперпрезидентской республики к президентской с элементами коллективного руководства. Госсовет, конечно, не превратится в Политбюро, потому что члены советского органа умещались за одним столом, а в российский входят 85 губернаторов. Но все равно происходит изменение структуры власти, перераспределение полномочий и так далее. В частности, парламент получит больше полномочий, но воспользоваться ими сможет только через одно правительство. Депутаты будут осваивать новые возможности уже при новом президенте, тем самым ограничивая его полномочия и полномочия премьер-министра.
Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
— Предложение Путина носят комплексный характер. Они расширяют полномочия Госдумы, Совета Федерации и Госсовета. При этом все три органа решают различные задачи. СФ ориентирован на более жесткий контроль за силовиками, Госдума — за правительством, а Госсовет является драйвером развития. Это достаточно серьезные изменения, которые ведут к росту субъектности этих органов власти. Кроме того, отмена оговорки «подряд» усиливает принцип сменяемости власти.
— Как в эту систему впишется Госсовет?
К.К: — Президент очень широкими мазками написал картину. Детали не прописаны, поэтому сложно сказать, каким будет Госсовет. Условно говоря, Путин может даже совместить две должности — председателя Госдумы и главы Госсовета. Вариантов очень много. Однозначно можно сказать, что роль Госсовета в политической жизни России будет расти. Причем это уже очень интересный орган. Возможно, что Госсовет даже станет чем-то вроде третьей палаты парламента. У Путина очень много вариантов развития событий, а что будет в итоге пока сказать сложно.
Но система будет устойчивой до тех пор, пока у Путина будет высокий рейтинг доверия. Его фигура легитимирует все. Для этого он должен доказать, что он думает не о себе в будущем, а о будущем для всех. Условно говоря, для него важно войти в историю в качестве человека, который обеспечил институциональное обеспечение преемственности курса на суверенитет, патриотизм и так далее.
А.М.: — Он останется консультативным органом. В свое время губернаторским клубом был Совет Федерации, но затем он фактически лишился этого статуса. Затем, чтобы главы регионов получили новую площадку для отстаивания своих интересов, был создан Госсовет, но там они не могут голосовать. Скорее всего, этот принцип сохранится и в будущем. Возможно, его права расширятся, но не до уровня законодательного органа власти. При этом я не знаю, куда уйдет Путин после своей отставки с поста президента России. Принято считать, что под него будут создавать какой-то один суперорган, но он вполне может совмещать несколько должностей. Например, в Казахстане поступили именно таким образом — Нурсултан Назарбаев возглавляет правящую партию и Совбез.
Д.О.: — Он будет отвечать за выработку стратегий взаимодействий с регионами, отбор наиболее эффективных практик и так далее. Путин явно возлагает на него серьезные надежды, потому что планирует закрепить его полномочия в Конституции.
— После окончательного отхода Путина от дел России опять придется переформатировать систему власти?
К.К.:— Эти изменения уже не обязательно будут носить конституционный характер. Как и в других развитых странах, у нас будут разные политические институты. Одни из них доказывают свою эффективность, а другие нет. Например, юридически Россия является федеративным государством, но фактически она унитарное централизованное государство.
А.М.: — Реальный горизонт планирования — это 2021 год. Даже о 2024 годе начали думать только сегодня. Представители политической элиты смотрят на то, каким будет экономический рост в 2021-2022 годах, удастся ли вырваться из стагнации и так далее. Дальнейшей перспективой никто не обеспокоен.
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/01/15/putin-reshil-perevesti-rossiyu-s-ruchnogo-upravleniya.html