В Израиле 2 марта пройдут очередные внеочередные — третьи за год (!) — парламентские выборы. Ужас в том, что никто не может гарантировать, что этим кончится.
Если верить опросам общественного мнения, которые в ходе прошлых «раундов» голосования, 9 апреля и 17 сентября 2019 года, оказались весьма точными, то и в этот раз ни один из блоков не получит достаточно мандатов для формирования устойчивой парламентской коалиции. Министр обороны Нафтали Беннет, возглавляющий объединенный список правых партий, не скрывает, что предпочтет проведение четвертых выборов еще через полгода формированию левоцентристского правительства, которое, по его убеждению, противоречит национальным интересам Израиля. Никто при этом не может объяснить, почему четвертые выборы приведут к принципиально иным результатам, чем первые, вторые и третьи. Политическая система Израиля впервые в своей истории вошла в полный цугцванг, мертвое пике, из которого просто не видно выхода.
Руководитель Центра изучения Израиля и диаспоры Юрий Гиверц верно отмечает, что хотя «продолжающийся уже более года политический кризис в Израиле, безусловно, самым отрицательным образом сказывается на многих аспектах жизни в стране, благодаря эффективным мерам правительства Б.Нетаньяху по либерализации и поддержке экономики, она продолжает весьма успешно функционировать даже в период политической турбулентности». И действительно, хотя вот уже два месяца страна живет без утвержденного государственного бюджета, который точно не появится, как минимум до конца весны, израильская экономика показывает впечатляющие темпы роста (в IV квартале 2019 года они достигли 4,8%), национальная валюта растет и против доллара, и против евро, курс которого по отношению к шекелю находится сегодня на уровне 2002 года.
В дополнение к беспрецедентно доверительному уровню отношений с президентами США и России глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху установил прочные взаимоуважительные связи с руководителями Индии и Бразилии, Уганды и Судана — обо всем этом еще несколько лет назад можно было только мечтать. Несмотря на усилия всевозможных исламистских террористических организаций, граждане Израиля в целом имеют сегодня куда большую степень личной безопасности, чем это было весной 1996-го или, скажем, осенью 2000 года, когда главы правительства Шимон Перес и Эхуд Барак пользовались широкой международной поддержкой как «миротворцы», но это «миротворчество» на деле оборачивалось автобусами, взрываемыми палестинскими боевиками на улицах Иерусалима, Тель-Авива и других городов, — и более, по сути, ничем. Я хорошо помню те времена, когда каждый выход из дома на работу (и каждое возвращение обратно) были игрой в рулетку со смертью.
Покойные ныне Ариэль Шарон и Биньямин Бен-Элиэзер, занимавшие в 2002 году, соответственно, посты главы правительства и министра обороны, разорвали порочный круг заключенных на лужайке у Белого дома в Вашингтоне соглашений, вошедших в историю как Ословские, и вектор истории начал разворачиваться от фантазий к реализму. За десять с половиной лет правления Биньямина Нетаньяху Израиль превратился в полноценную региональную державу, не дающую боевикам нигде и ниоткуда вести вооруженную деятельность, угрожающую безопасности страны. Многие рассуждают: ну, нет правительственной коалиции — и не надо, если и в экономике, и во внешней политике, и в сфере обеспечения безопасности ситуация так хороша, как она едва ли была когда-либо за всю историю израильской государственности.
Это, однако, скорее не так, чем так. Угрозы, которым противостоит Израиль, никуда не исчезли, но к запрещенным в России и признанным террористическими «Исламскому джихаду», ИГИЛу и другим организациям, ненавидящим морально-этические ценности современной цивилизации и жаждущим стереть еврейское государство с карты мира, добавилась серьезнейшая проблема, связанная с президентской кампанией в США.
По итогам прошедших в Айове, Нью-Хэмпшире и Неваде предварительных выборов лидерство среди претендентов от Демократической партии захватил Берни Сандерс, еврейское происхождение которого не может затушевать его крайне враждебное отношение к Государству Израиль, его демократически избранному руководству и проводимому им политическому курсу. Если Сандерс окажется в Белом доме, Израиль с высокой степенью вероятности столкнется с сильнейшим давлением с американской стороны, даже большим, чем во времена Гарри Трумэна, Ричарда Никсона и Барака Обамы — президентов, наименее доброжелательно настроенных по отношению к стране, изо всех сил пытавшейся стать основным военно-политическим союзником США на Ближнем Востоке. Израилю жизненно необходим руководитель, который может на прекрасном английском сказать решительное «нет» президенту США, сидя напротив него и глядя ему в глаза. За восемь лет диалога и противостояния с Бараком Обамой Биньямин Нетаньяху доказал, что таким человеком является; ни у кого другого среди израильских политиков подобного крайне важного опыта и требуемой для этого силы воли нет.
К хорошему привыкаешь быстро, и за три года правления Дональда Трампа многие израильтяне забыли, насколько иная «музыка» может звучать из Вашингтона, как она может зазвучать и из Москвы, и из Дели, и то, что она не звучит сейчас, есть результат интенсивной многолетней работы, который не так трудно потерять, как кажется. Руководители Украины и Польши, да и американские конгрессмены, могут многое рассказать о том, как разрушить конструктивные взаимовыгодные отношения с Москвой; счастье, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху, президент страны Реувен Ривлин и другие израильские государственные деятели не шли тем же путем. На конструктивное сотрудничество и уважительное отношение российское руководство отвечает тем же, и сотни тысяч людей в Израиле и в России ощущают выгоды от нынешнего уровня межгосударственных отношений. Очередь на собеседование на получение американской визы в Москве растянулась на год, в то время как виза на посещение Иерусалима российским туристам не нужна вообще!
Ни один политический проект последнего столетия лично я не ценю больше, чем Европейский Союз, создающий конфедерацию прежде многократно воевавших между собой государств, ныне живущих в мире, согласии, открытых границах и с единой валютой, но если судить по отношению к Израилю, то подход, демонстрируемый Брюссельскими институциями, отличается плохо скрываемой враждебной предвзятостью. Страну, которая не пляшет под чужую дудку и не готова подчиняться чужому политическому мифотворчеству, многие мечтают затравить и разорить санкциями — это нужно понимать и этому противодействовать, и чем превентивнее, тем лучше. Израилю, натерпевшемуся от иллюзий Осло и танго «мирного процесса» с Ясиром Арафатом, совершенно необходимо опытное политическое руководство, которое это осознает.
Однако проблемы отнюдь не ограничиваются внешней политикой. На сегодняшний день в стране нет командующего полицией, нет начальника структуры, аналогичной ФСИН, нет Генерального прокурора, нет постпреда в ООН, нет послов в Москве и в Париже — все эти должности замещаются временно исполняющими обязанности с ограниченными полномочиями. С 1 апреля не будет и главы правового управления парламента, так как и у него кончается каденция, которая, по всей видимости, продлена не будет. Поскольку, согласно вердикту Верховного суда, новых членов правительства привести к присяге, кроме исключительных случаев, нельзя, то министр науки был по совместительству назначен министром труда и соцобеспечения, а министр регионального сотрудничества — еще и министром сельского хозяйства. Парламентские комиссии (за исключением двух — процедурной и по иностранным делам и обороне) не сформированы и не работают уже год; отсутствие Комиссии по государственному контролю означает, что парламентский контроль за деятельностью правительства не осуществляется.
Это не «анархия — мать порядка», но это, очевидно, и не порядок: органы государственной власти так функционировать не должны! Законодательная база и судебные решения, призванные обеспечить независимость государственной службы от предвыборных баталий и ограничивающие поэтому полномочия правительства, имеющего статус «переходного», не предполагали возможность проведения трех электоральных кампаний за год! То, что должно было защитить от чрезмерной политизации и обеспечить стабильность, превратилось в удавку, парализующую нормальное функционирование важнейших государственных институтов.
В последний год Израиль превратился в уникальный пример страны, демократические процедуры в которой привели к параличу политической системы, что подрывает основы функционирования государственности как таковой. Причем если, например, в Великобритании повторные досрочные выборы закончились два с половиной месяца назад устойчивым парламентским большинством Консервативной партии, позволившим ей сформировать однопартийное правительство, то в Израиле подобных перспектив в принципе нет.
Система в ее нынешнем виде изжила себя — Израилю нужен переход к президентской модели управления с прямыми выборами главы государства, наделенного адекватными стоящим перед ним задачам широкими полномочиями, и четко зафиксированной периодичностью проведения электоральных кампаний. Демократические процедуры должны усиливать государство, гражданское общество и каналы взаимодействия между ними, а не разрушать их. Хочется надеяться, что Биньямин Нетаньяху инициирует подобную реформу и сможет успешно реализовать ее.
Санкции . Хроника событий
Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/02/28/politicheskuyu-sistemu-izrailya-okhvatil-paralich.html