Парламентские выборы, прошедшие в Израиле 17 сентября 2019 года, стали самыми бессмысленными в истории этой страны. И раньше случалось, что они проходили досрочно: в конце концов, если страна существует 71 год, а выборы проходят раз в четыре года, то сейчас должен был заканчивать свою работу Кнессет семнадцатого созыва – на самом же деле закончил работу Кнессет созыва двадцать первого. Не только четыре, но даже три года не проработали созывы парламента, избранные в 1959 и 2013 годах, но все же дважды в год граждане страны на выборы прежде не ходили никогда, такое случилось впервые.
Израиль – парламентская демократия, а потому правительство формируется исключительно тогда, когда оно имеет поддержку большинства депутатов Кнессета: большинство может быть и в один голос, но этот голос обязательно должен быть. В правительственную коалицию, существовавшую до 14 ноября 2018 года, входили шесть партий, фракции которых в сумме насчитывали 67 депутатов Кнессета (из общего числа 120). В середине ноября прошлого года Авигдор Либерман хлопнул дверью, покинув пост министра обороны, который он занимал с конца мая 2016 года, и выведя шесть депутатов возглавляемой им партии «Наш дом – Израиль» из коалиции, которая, однако, сохранилась, пусть и балансируя на грани: минимум поддержки 61 депутатом правительство имело. С этим страна и подошла к выборам, состоявшимся 9 апреля 2019 года. Биньямин Нетаньяху, бессменно возглавляющий правительство страны с 31 марта 2009 года (после первой трехлетней каденции в 1996–1999 годах) и к настоящему времени установивший рекорд пребывания в этой должности среди всех своих предшественников (а их было одиннадцать), надеялся, так или иначе, эту же правительственную коалицию воссоздать и после выборов.
9 апреля Биньямину Нетаньяху и возглавляемому им блоку «Ликуд» [«Единство»] для достижения этой цели не хватило всего одного мандата, бывшего поистине золотым – но так и не найденного: партии, желавшие войти в возглавляемое им правительство, получили в сумме 60. Это было не только обидно, но и несправедливо, принимая во внимание, что еще 193 тысячи голосов были отданы за две очевидно поддерживавшие его партии, которые, однако, не смогли преодолеть электоральный барьер, составляющий в Израиле 3.25%: распределенные пропорционально между всеми остальными партиями, пропавшие голоса избирателей «Новых правых» и партии «Зехут» [«Идентичность»], будь они засчитаны именно за них, дали бы коалиции целых четыре дополнительных мандата, и задача формирования правительства была бы решена. Случилось по-иному: «Ликуд» и возникший только в этом году левоцентристский блок из трех очень разных партий «Кахоль-лаван» [«Бело-голубые», по цветам израильского государственного флага] получили по 35 мандатов каждый, а остальные 50 мандатов были распределены между девятью маленькими партиями и блоками, два из которых представляли арабское население.
Ожидалось, что в коалицию войдет и партия «Наш дом – Израиль», за которую на протяжении двадцати лет голосовали преимущественно русскоязычные израильтяне. Между ее лидером и Биньямином Нетаньяху – давние и непростые отношения, но все-таки именно Нетаньяху еще во второй половине 1980-х годов взял Либермана на работу, доверил ему пост генерального директора партии «Ликуд», а после своей победы на выборах 1996 года – главы администрации премьер-министра. Именно Нетаньяху в последние годы отдавал Либерману самые высшие должности в своем правительстве, вначале – министра иностранных дел, а затем – министра обороны… Поэтому никто не ожидал, что Либерман откажется войти в правительство, втянув страну в повторные выборы – однако случилось именно так. Авигдор Либерман, на протяжении четверти века бывший для иудейских религиозных ортодоксов безупречным коалиционным партнером, вдруг стал требовать их изгнания из правительства и формирования «либеральной коалиции светского большинства».
Ровно этого же Либерман продолжает требовать и сейчас, после выборов, прошедших 17 сентября, когда его партия усилилась с пяти депутатов до восьми, тогда как «Ликуд» и «Бело-голубые» на двоих получили 64 мандата вместо апрельских семидесяти. Это требование звучит очень красиво, но по сути создает три проблемы, которые загоняют политическую систему Израиля в полный цугцванг.
Во-первых, нравится это кому-то или нет, но религиозное население – неотъемлемая часть израильского общества, с которой совершенно незачем начинать «войну культур». В конце концов, еврейский народ реализовал свои коллективные политические чаяния там, где создано Государство Израиль, а не в Биробиджане (как предлагал Сталин) и не в Уганде (как предлагали англичане), именно потому, что так завещано в Торе, хранителями наследия которой на протяжении веков и тысячелетий как раз именно верующие иудеи и были; феномен секуляризма появился в еврейской истории только в век Просвещения. Три партии, представляющие различные группы верующих иудеев, получили в сумме 24 мандата. Эти партии на протяжении многих лет были «естественными союзниками» «Ликуда», с которыми правящая партия не хочет ссориться; эти выборы – не последние, коалиции нужно будет формировать и в будущем.
Во-вторых, блок «Бело-голубых» представляет собой весьма пестрый конгломерат идей по самым разным вопросам: в нем представлена и одна ортодоксально верующая еврейка, мать пятерых детей Омер Янкелевич – и последовательный борец с «религиозным диктатом» Яир Лапид; и глава Федерации профсоюзов Ави Нисенкорен – и сторонники дальнейшего развития Израиля как свободной экономики, в котором вмешательство государства сведено к минимуму; и бывший в прошлом начальником Управления информации и общественных связей при Нетаньяху Йоаз Хендель, очевидно не поддерживающий курс на территориальные уступки в переговорах с арабами – и Яэль Герман, в прошлом избиравшаяся на пост мэра города Герцлия при поддержке леворадикальной партии МЕРЕЦ, как раз за такие уступки выступающая. Что это будет за правительственная коалиция, в которой нет минимального единства ни по каким вопросам?!
В-третьих, вся риторика «Бело-голубых» в ходе обеих предвыборных кампаний строилась на возбуждении ненависти и вражды по отношению к действующему главе правительства. Вся кампания оппонентов Нетаньяху строилась на дискредитации его личности, нападках на него самого, его супругу и старшего сына. И до, и даже после выборов из штаба «Бело-голубых» рассылались и рассылаются бесчисленные пресс-релизы о том, что «время Нетаньяху кончилось, он должен уйти», а их лидер бывший начальник Генерального штаба армии Бени Ганц, не имеющий вообще никакого опыта работы в парламенте и в правительстве, должен стать премьер-министром. Очень трудно понять, как с таким настроем с ними можно прийти к общему знаменателю.
Что бы ни было сказано и написано в пылу предвыборной кампании и в ходе боев за победу в ней уже после ее окончания, нужно помнить, что именно при Нетаньяху и в значительной мере благодаря его усилиям крошечный Израиль добился беспрецедентного признания в качестве внешнеполитической и военной державы, вооруженные силы которой могут бомбить объекты на территории Ливана, Сирии и даже Ирака и Судана тогда, когда руководство страны считает эти объекты угрожающими интересам безопасности еврейского государства. Именно Нетаньяху добился беспрецедентно доверительных отношений с президентами Соединенных Штатов и Бразилии, премьер-министром Индии – и, что крайне важно, с президентом России. В.В. Путин был совершенно прав, когда, выступая в Москве 17 сентября, отметил: «Подчеркну: мы в России уделяем большое внимание развитию многоплановых взаимовыгодных отношений с Государством Израиль, стремимся выстраивать их в партнерском, конструктивном духе. Я без всякого преувеличения могу сказать с гордостью, что, наверное, такого уровня отношений между Россией и Израилем никогда не было». И это – в эпоху новой «Холодной войны» и санкций, которые на Россию наложили страны, которые, как всем всегда казалось, не только входят с Израилем в один блок, но и диктуют ему его внешнеполитический курс! Независимой многовекторной взвешенной внешней политикой Биньямин Нетаньяху доказал обратное.
Десять последних лет непрерывного пребывания Нетаньяху в должности главы правительства были годами расцвета израильской экономики. За это десятилетие золотовалютные резервы Израиля выросли вдвое, с 59,1 до 119,8 миллиардов долларов, ВВП на душу населения вырос на половину, с 27,709 до 41,613 долларов, безработица сократилась ровно вдвое – с 7,6% до 3,8%, а средняя, медианная и минимальные заработные платы выросли на 40%.
Как отмечает руководитель Центра изучения Израиля и диаспоры Юрий Гиверц, «по этим и другим причинам не только для израильских, но и для российских бизнесменов будет предпочтительнее, если премьер-министром Израиля останется Биньямин Нетаньяху. Это касается как тех, кто планирует вести свой бизнес в Израиле, так и тех, кто совместно с израильскими партнерами работает в России. Для первой группы существенное значение имеет тот факт, что правительство Нетаньяху снижало таможенные пошлины на различные группы товаров и налоговую нагрузку на бизнес, а в отдельных случаях предоставляло специальные преференции компаниям, свой бизнес начинающим. Кроме того, грамотная финансовая политика позволила сделать израильский шеккель одной из самых стабильных в мире валют». И в самом деле: с конца марта 2009 года, когда Нетаньяху занял свой пост, шеккель вырос против доллара на 16,5%, против евро – на 30,5%! В случае прихода к власти левых сил, до сих пор ностальгически вспоминающих времена 1950-х – 1970-х годов, когда Федерация профсоюзов практически безраздельно контролировала экономику Израиля, будучи не только защитником прав трудящихся, но и крупнейшим в стране работодателем, налоговое бремя будет увеличено, инвестиционная привлекательность страны снизится, да и курс шеккеля едва ли будет столь крепким и стабильным.
«Для бизнесменов, ведущих совместный бизнес с израильтянами в России, большое значение имеют хорошие политические отношения между странами, – добавляет Ю.Е. Гиверц. – Сегодня органы власти и управления в регионах прекрасно понимают, что между руководителями двух стран существуют весьма уважительные отношения. Поэтому они, если они и не будут создавать каких-либо особых условий для российско-израильских компаний, по крайней мере не будут чинить препятствий в их работе. Если же отношения между странами изменятся к худшему, что, учитывая полное отсутствие внешнеполитического опыта у лидеров блока “Кахоль-лаван” Бени Ганца и Яира Лапида и их абсолютное непонимание важности отношений с Россией, выглядит весьма вероятным, это может негативно сказаться и на совместных бизнес-проектах, которым будет куда труднее выживать».
В воскресенье президент Израиля Реувен Ривлин начал консультации с представителями всех девяти партий и блоков, прошедших электоральный барьер, с целью определить, кому из депутатов должно быть поручено формирование правительства. На следующий день после выборов руководители «Ликуда» и трех партий, представляющих различные группы верующих иудеев, подписали совместную декларацию о том, что в любое правительство они войдут только вместе, а их кандидатом на пост премьер-министра является Биньямин Нетаньяху. Проблема в том, что мандатов у них – только 55, и без еще одной какой-то другой партии сформировать правительство они не могут. Не может этого сделать и Бени Ганц, которого поддержали 54 избранных депутата. Говоря начистоту, коалиция с участием и Объединенного арабского списка (13 мандатов), и партии «Наш дом – Израиль» (8 мандатов) абсолютно невозможна, а без хотя бы одного из них искомая мозаика из 61 депутата под руководством Ганца не складывается никак.
Израильское правительство уже много месяцев работает в статусе «переходного», что накладывает существенные ограничения: не может быть назначен руководитель полиции, не могут быть заполнены посольские вакансии… Так, завершив шестилетнюю работу, 18 сентября покинул Москву пользовавшийся большим уважением трудолюбивый и инициативный посол Израиля в России Гарри Корен, а его сменщик до сих пор не назначен! Израилю совершенно необходимо полноценное дееспособное правительство во главе с опытным премьер-министром, который, однако, попал в жернова парламентской демократии, из которых он неизвестно как и неизвестно когда сможет выбраться.
Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/09/23/izrailskiy-cugcvang-glava-pravitelstva-v-zhernovakh-parlamenta.html