Сергей Миронов заявил, что депутаты фракции «Справедливая Россия» внесут в Госдуму законопроект, частично отменяющий мораторий на смертную казнь. Эта инициатива, безусловно, понравится сторонникам убийства государством особо опасных преступников. Но в юридическом смысле она будет ничтожной: нельзя отменить законом мораторий, который законом никогда не устанавливался.
Г-н Миронов напомнил: справороссы всегда выступали за смертную казнь в особых случаях и уже предлагали отменить мораторий для террористов и их пособников. А «в ближайшие дни мы будем вносить законодательную инициативу о частичной отмене моратория на смертную казнь для тех, кто покусился на жизнь ребенка»,- заявил лидер «СР». Не трудно догадаться, что про детоубийц справороссы заговорили после недавнего убийства 9-летней девочки в Саратове.
Текст законопроекта ещё не обнародован, но это в любом случае будет мертворожденный документ — и не только потому, что президент Путин неоднократно высказывался против смертной казни и пока своего мнения вроде бы не изменил, а наш парламент сделать что-то против воли президента Путина не может по определению.
Смертная казнь до сих пор упоминается в 5 статьях Уголовного кодекса: она грозит за убийство с отягчающими обстоятельствами, за посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, судьи, прокурора, следователя, сотрудника правоохранительных органов, а также за геноцид. К такому наказанию нельзя приговорить женщин, несовершеннолетних и мужчин старше 65 лет.
В 1996 году исполнение смертных приговоров в России приостановил своим указом президент Ельцин, и связано это было с намерением вступить в Совет Европы. Базовый документ этой организации — Конвенция о защите прав человека и основных свобод — Россия подписала и ратифицировала. В 1997 году руководство страны подписало и протокол №6 к этой конвенции — об отказе от смертной казни. Россия обещала не позднее чем через три года после вступления в СЕ проблему законодательно решить.
Обещание не выполнено. С августа 1999 года в Госдуме лежат без движения два законопроекта, внесенных за подписью Бориса Ельцина: один — о ратификации Протокола №6, а второй — о внесении изменений в российское законодательство в связи с отменой смертной казни. При этом смертные приговоры все эти годы не выносятся, а многочисленные ужесточения уголовного законодательства вот уже 20 лет не приводят к расширению перечня составов преступлений, грозящих исключительной мерой.
Мораторий был закреплен решением Конституционного суда от 1999 года. В нем напоминалось, что статья 20 Конституции РФ запрещает выносить смертные приговоры до тех пор, пока суды присяжных не начнут функционировать на всей территории страны.
Ещё десять лет после этого решения КС можно было довольно легко отбивать все попытки сторонников смертной казни восстановить архаичную практику, потому что судов присяжных не было на территории Чеченской республики.
Но в 2009 году Верховный суд обратился к конституционным судьям за разъяснением, как быть дальше: суды присяжных в Чечне должны были таки заработать в 2010 году.
КС в своем определении объяснил: «С учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ» (перед Советом Европы) в стране происходит «необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни» в полном соответствии со статьей 20 Конституции, которая допускает этот вид наказания лишь как временный. Поэтому смертные приговоры даже с участием присяжных заседателей выноситься не могут, заявили судьи.
Да, Россия не ратифицировала Протокол №6, но она его подписала и ни разу не выражала намерения отказаться от участия в нем, что по нормам международного права «означает обязанность воздерживаться от действий, противоречащих этому документу», говорится в определении КС.
Значит, чтобы отменить мораторий, российские власти должны объявить об отказе от своей подписи под протоколом №6 — с перспективой выхода из Совета Европы. Другого способа нет. К президенту напрямую надо обращаться, а не законопроекты вносить.
«Мы понимаем, что вопрос сложный, надо придумать, как и с Советом Европы отношения сохранить, и наши собственные интересы соблюсти»,- признал в разговоре с «МК» замруководителя фракции Олег Нилов. «Мораторий действительно установлен решением КС, которое является документом прямого действия и, по сути, имеет силу закона. Поэтому нашу инициативу следует рассматривать лишь как приглашение к обсуждению проблемы»,- сказал он.
«Депутаты имеют право на свою точку зрения, на внесение и рассмотрение соответствующих инициатив»,- вот и всё, что смог пока сказать о намерении справороссов глава профильного Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Сам он — противник возвращения смертной казни.
Читайте материал «Священник и следователь поддержали смертную казнь в России»
Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/10/15/chtoby-vernut-smertnuyu-kazn-rossii-pridetsya-vyyti-iz-soveta-evropy.html