В полночь, 11 декабря, политический год закончился в Израиле. Причем закончился не так, как хотелось бы того местным жителям. Вместо формирования устойчивого правительства страна ушла на третьи выборы за 10 месяцев. Выборы пройдут уже 2 марта, однако неизвестно, смогут ли они решить проблему «подвешенного» парламента и определить состав власти на ближайшие годы. Кнессет никак не может склониться в одну из сторон, и чем это все завершится предсказать невозможно.
Израиль — страна специфичная и парламент там тоже особый. В Кнессете все устроено иначе, чем в законодательных органах других европейских стран, например, Испании. На Пиренеях сейчас разгорелся серьезный политический кризис, и ни правая, ни левая коалиция не могут сформировать большинства ни при каких раскладах. Для таких случаев в Испании существует возможность создать правительство меньшинства, когда не надо заручаться поддержкой большей половины депутатов, надо лишь чтобы проголосовавший «за» было больше, чем тех, кто выскажется «против». Именно это дает шанс Педро Санчесу все-таки обойтись без очередных досрочных выборов, и возглавить пусть и неустойчивое, но все же легитимное правительство.
В Кнессете правила абсолютно другие: для утверждения правительства за кандидатуру премьер-министра должен проголосовать, как минимум, 61 депутат из 120. То есть необходимо набрать сторонников столько, чтобы их числа было достаточно для принятия любых решений. Тут уже нельзя просто убедить нейтральную партию не голосовать «против», надо привлечь ее на свою сторону и уговорить выступить «за». А это очень сложно сделать, если та самая нейтральная партия идейно не готова поддержать ни блок Нетаньяху, ни оппозицию, причем в первую очередь из-за младших партнеров в их коалициях.
Эта нейтральная партия называется «Наш дом — Израиль» и возглавляет ее Авигдор Либерман. Партия является выразителем интересов светских русскоязычных евреев, причем ее можно охарактеризовать как националистическую. Именно Либерман стал архитектором нынешней кризисной ситуации, когда он разорвал отношения с коалицией Нетаньяху из-за разногласий о законе, позволяющим религиозным иудеям не служить в армии. В коалицию премьер-министра входит сразу два религиозных движения: «ШАС» и «Яхадут ха-Тора», и у них мест в Кнессете больше, чем у партии «Наш дом — Израиль». Либерман отказывается вести переговоры с премьером, пока эти движения не откажутся от поддержки закона, который требует их основной электорат, что заводит ситуацию в тупик и закрывает путь к власти для Нетаньяху.
Но с другой стороны, Либерман не собирается вручать ключи от Иерусалима и главе оппозиции Бени Ганцу. Причина этого, опять же, кроется в союзниках лидера партии «Кахоль-лаван». Помимо традиционных умеренных партий, его поддерживает объединенных арабский блок, который видит в Ганце лучшее оружие против ненавистного Нетаньяху. Вот только с арабами не готов вступать в союз националист Либерман. У арабского блока голосов больше, чем у националистов, а потому в любом раскладе нельзя обойтись без союза эти двух противоположных сил, что на данный момент фактически невозможно.
Израиль оказался в глубоком политическом тупике. Этот тупик стабилен и продержался полный избирательный цикл. Более того, вряд ли в ближайшее время что-то сильно поменяется: вряд ли Либерман внезапно согласится заключить союз с ортодоксальными иудеями или с арабами. Израильтянам надо надеяться, что на мартовских выборах одна из сторон одержит решительную победу. В противном случае политический кризис может пойти на новый виток, уже четвертый за последнее время.
Читайте также: В парламенте Германии обвинили Меркель в «капитуляции» перед США
Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/12/12/izrail-ozhidayut-novye-vybory-partii-vnov-ne-smogli-dogovoritsya.html