EASA запретит полеты над Харьковом, Днепром и Запорожьем
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) собирается запретить полеты над Харьковом, Днепром и Запорожьем из-за близости этих районов к зоне АТО. Чтобы не допустить фактической авиационной изоляции всего востока Украины, министр инфраструктуры Незалежной Владимир Омелян пообещал до конца текущей недели предоставить западной организации доказательства необоснованности ее решения.
фото: Геннадий Черкасов
О нависшей над страной угрозе власти Украины узнали от депутатов Харьковского горсобрания, которые накануне обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману за экстренной помощью. Несмотря на то что Европа намеревалась принять решение практически без ведома самой Украины, Омелян поблагодарил Евросоюз за то, что тот не стал в одностороннем порядке вводить воздушную блокаду, а дал Киеву возможность для переговоров.
При этом глава инфраструктурного ведомства сообщил, что в EASA объясняют необходимость запретов на полеты повышением требований к безопасности в Евросоюзе. Однако что именно их не устраивает в воздушном пространстве над Днепропетровском, Харьковом и Запорожьем, которые находятся на расстоянии 200 и более километров от зоны боевых действий на Донбассе, остается загадкой. Тем более непонятно, почему европейцы решили ввести запрет именно сейчас, когда активные боевые действия в регионе не ведутся. Логичнее было бы это сделать после падения рейса МН-17.
После известной трагедии, напомним, украинские власти закрыли воздушное пространство над зоной АТО. А в декабре 2014 года в связи с военно-политической напряженностью США запретили своим авиакомпаниям летать в Крым и Днепропетровск. Введенные Вашингтоном ограничения будут действовать до 27 октября 2018 года.
Если EASA примет бюллетень с рекомендацией не летать над востоком Украины, ни один европейский перевозчик не станет этим пренебрегать. Даже украинские перевозчики смогут возить людей только внутри страны.
По оценкам харьковских депутатов, принятие такого документа приведет к оттоку инвестиций, закрытию харьковского аэропорта, смежных предприятий и таможенных пунктов, в которых трудятся около 1,5 тыс. человек. Экс-глава госавиаслужбы Денис Антонюк надеется, что Киев сможет договориться об усилении мер безопасности вместо полного закрытия неба.
фото: Иван Скрипалев
Почему о закрытии воздушного пространства заговорили только сейчас, «МК» выяснил у экспертов.
Денис ДЕНИСОВ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
— Запоздалость решения EASA связана исключительно с традиционной особенностью европейской бюрократии. Лишь спустя несколько лет в Брюсселе смогли разглядеть угрозу для авиасообщения на востоке Украины. На самом же деле украинские аэропорты представляют собой отличную площадку для любых провокаций. Официальный Киев знает об этом, но ничего не делает для повышения их безопасности, так как этому препятствуют лоббистские группы украинских авиакомпаний, прежде всего заинтересованных в личной выгоде. Даже сейчас, оказавшись перед угрозой авиационной изоляции всего востока страны, украинские власти не смогут убедить Евросоюз в своей способности исправить ситуацию, так как у них для этого нет никаких механизмов.
Андрей БУЗАРОВ, член Общественного совета при МИД Украины:
— Скорее всего, EASA рекомендует закрыть небо над Харьковом, Днепропетровском и Запорожьем, и это будет свидетельством того, что скоро Украина войдет в единое воздушное пространство с Евросоюзом, с которым Киев сближается с тех пор, как запретил летать над своей территорией российским самолетам. На нынешнем же этапе Брюссель хочет застраховаться от возможных негативных последствий объединения, ведь не секрет, что многие европейские политики считают, что граничащие с зоной АТО территории находятся в зоне опасности. При этом Украина должна сама решить для себя, что ей экономически более выгодно — повысить уровень безопасности или остаться без авиасообщения с Европой.